|
Пролог13 2014
Царевич Петр жил в XIII веке и был племянником Берке, хана Золотой Орды, «Джучиева Улуса» (1257—1266). Впрочем, как его звали при рождении, мы не знаем; имя Петр он получил при крещении. Не знаем так же, кто из многочисленных потомков Чингисхана, братьев Берке, был его отцом (это буйное время сохранило мало достоверных исторических источников, гораздо больше уничтожило и предало вечному забвению). В любом случае, происхождение царевича было весьма знатным, и он вполне мог бы претендовать на власть в той или иной части громадного монгольского государства: любой чингизид, хотя бы уже по тому факту, что в нем текла кровь великого завоевателя, ощущал в себе такое право. Петр, однако, избрал себе иную судьбу. Его выбор был очень опасен и не сулил никаких материальных выгод, однако он стал примером для десятков и сотен знатных татарских сановников и военачальников. Царевич принял православную веру, бежал из Орды на Русь и поступил на службу к ростовским князьям. Конечно, этот смелый поступок, в первую очередь, был определен личностью самого племянника хана: его духовной чуткостью, позволившей, несмотря на языческое воспитание, откликнуться на евангельскую проповедь, мужеством и праведностью жизни, — не случайно, царевич Петр стал свидетелем чудесного явления апостолов Христовых и впоследствии был причислен к лику святых. Однако, этот шаг юного чингизида, и всех его многочисленных последователей, был бы невозможен без мудрой политики Русской Церкви и русских князей (в это время — великого князя святого благоверного князя Александра Невского), сделавших попытку просветить Орду светом христианства. Пусть эта попытка и не увенчалась полным успехом (есть множество исторических причин, почему крещение всей Орды тогда было невозможно), но она принесла свои существенные плоды. Обращение и воцерковление царевича Петра было одним из значительных достижений русской православной миссии. В связи с личностью царевича Петра необходимо вспомнить еще двух великих церковных деятелей того времени. В первую очередь, это — глава Русской Церкви, Киевский митрополит Кирилл, роль которого в русской истории еще ждет должной, масштабной оценки. Он занимал первосвятительскую кафедру с 1243 по 1280 годы, то есть дольше, чем кто-либо на его месте. Время его митрополичьего служения было, пожалуй, самым тяжелым в русской истории. Татаро-монгольские нашествия 1237-38 и 1240 годов опустошили Русь. Города были разорены, крестьяне и ремесленники толпами угонялись в плен, страх перед шайками степняков делал невозможным движение купеческих караванов. Упадок торговли вызывал упадок ремесла, упадок ремесла усугублял упадок торговли, таким образом, образовывался порочный круг, не дававший возможности для восстановления разоренного нашествием хозяйства. С востока грозили новые набеги ордынцев, с запада - вторжение католических стран (в первую очередь, Швеции и Тевтонского ордена), носившее характер религиозной экспансии против православия. Удельные князья, постоянно враждовавшие друг с другом, правители небольших, разрозненных и разоренных территорий, никак не могли противостоять этим смертельным опасностям. Лишь Церковь оставалась твердыней русского человека, единственной силой, которая могла удержать Русь от полного разгрома и распада. Замечательно, что во главе Русской Церкви в это непростое время оказался такая яркая и сильная личность, как митрополит Кирилл, который неустанно разъезжал по измученной Русской земле, восстанавливая епархии, приходы, монастыри. Более того, он открыл три новые епархии: Холмскую в 1250 году, Сарайскую в 1261 году и Тверскую — около 1271 года. Немаловажно, что он оказался духовным отцом и ближайшим сподвижником другого прославленного исторического деятеля той эпохи, святого Александра Невского (великий князь — 1249-1263), великого полководца и еще более великого политика и дипломата, сумевшего обеспечить выгодный мир с Ордой и согласия между русскими князьями. Именно митрополит Кирилл помог ему помириться с его братом Андреем и с князем Даниилом Галицким (а последнего уберег от губительного союза с Западом и унии с католической церковью). Он же и проводил святого князя Александра в последний путь, сказав над его гробом слова, ставшие бессмертными: «Уже зашло солнце Земли русской». Сарайская епархия стала совместным детищем Александра Невского и митрополита Кирилла. Оба они, без сомнения, знали, что грозная степная опасность один раз уже была отведена от Руси Крестом: половецкая угроза закончилась с крещением многих и многих степняков-половцев. Кроме того, у Русской Церкви уже был свой опыт миссионерской деятельности, достаточно вспомнить имена священномученика Кукши и преподобного Авраамия Ростовского. Так и в 1261 году митрополит Кирилл при поддержке святого благоверного князя Александра Невского в столице Золотой орды городе Сарае создал новую епархию, перед которой стояли преимущественно миссионерские задачи. Она должна была проповедовать Евангелие недавним завоевателям русской земли. Многие народы Великой степи под предводительством монгольского хана пришли на Русь с огнем и мечем - в ответ она открыла им благую весть о спасении человеческого рода Иисусом Христом, Сыном Божиим, истинно ставшем человеком. Многие подданные Золотой орды приняли эту благую весть. Многие из них, как царевич Петр, поступив на русскую службу, сыграли важную роль в создании единого Российского государства. Царевич Петр стоял в самом начале этого движения. В его обращении участвовал еще один выдающийся церковный деятель той эпохи, святитель Кирилл, епископ Ростовский (ум. 1262). В рамках Сарайской миссии он отправился к хану Берке, где проповедовал христианство. Святитель Кирилл, один из образованнейших людей и лучших ораторов своего времени, сумел произвести на хана благоприятное впечатление. Кроме того, по молитвам святого исцелился смертельно больной сын хана Берке. В благодарность хан подтвердил привилегии, предоставляемые Церкви: духовенство освобождалось ото всех видов дани и повинностей в пользу хана. Ханские письменные указы (ярлыки) защищали земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие Церкви. Церковные дома освобождались от постоя ордынского. Оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества (книг и т.п.) строго каралось. Таким образом, святитель Кирилл добился дипломатических успехов, однако сам Берке, незадолго до этого по политическим соображениям принявший ислам, несмотря на явное чудо Божие, явленное ему, так и не обратился ко Христу. Иное впечатление произвела проповедь святителя Кирилла на племянника хана. Он всем не просто всем сердцем уверовал во Христа, но и решил жить там, где все люди веруют в истинного Бога и можно беспрепятственно жить христианской жизнью. Отъезд на Русь ордынского царевича, разумеется, воспринимался его окружением как непонятное подозрительное бегство, поэтому первые годы, пока не умер хан Берке и в Орде не забыли о пропавшем царевиче, Петру приходилось скрываться в резиденции святителя Кирилла. Потом царевич Петр уже открыто поступил на службу ростовскому князю. Тут с ним случилось явное чудо. Однажды на берегу озера Неро царевичу Петру явились святые апостолы Петр и Павел и вручили ему два кошелка с золото и серебром и повелели ему основать монастырь на этом месте. С благословения нового Ростовского епископа Игнатия (святитель Кирилл к тому времени отошел ко Господу), на месте чудесного явления был заложен монастырь во имя святых апостолов. Золото и серебро из кошельков царевича Петра не иссякало, пока не были оплачены все строительные работы. Современному человеку такое чудо может показаться совершенно невозможным (хотя для Бога всё возможно, почему бы Ему не сотворить и это чудо). Но даже если считать всю эту историю поздней легендой (житие святого царевича Петра, действительно, было написано спустя более века после его смерти), то все равно строительство нового монастыря во второй половине XIV века было несомненным чудом. В это время храмы и монастыри только гибли, у разоренной Руси не хватало средств даже для восстановления разрушенного, не то что на строительство нового. Царевич Петр впоследствии женился на знатной татарской девице, чьи родители также приняли православие и перешли на службу к ростовскому князю. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в основанном им Ростовском Петропавловском монастыре. Этот монастырь просуществовал до 1928 года, после чего был разрушен безбожной советской властью. В 1999 году на месте разрушенного собора монастыря установлен памятный крест и доска над местом захоронения святого царевича. Миссия в Орде, кроме царевича Петра, уже в первые годы своей деятельности обратила ко Христу несколько знатных монгольских и татарских сановников. Так, очевидно, уже тогда в Орде был крещен знаменитый Чет-мурза, родоначальник фамилий Сабуровых и Годуновых, позже отъехавший на русскую службу во время массового бегства ордынских христиан от насильственной исламизации при хане Узбеке (после 1311 года). Крещен был и великий баскак, главный представитель Орды в завоеванных русских землях, Амирхан, который стал крестником самого Александра Невского. Праправнуком Амирхана (в крещении Захара) был преподобный Пафнутий Боровский, последователь преподобного Сергия Радонежского и учитель преподобного Иосифа Волоцкого. От родного брата преподобного Пафнутия пошли до наших дней дворянские фамилии Баскаковых и Зубовых. От крещеных ордынцев тянутся и линии Аксаковых, Кутузовых, Апраксиных, Бахметевых, Шереметевых, Тютчевых… Христианином стал даже сын печально известного темника, начальника ордынского войска, Неврюя, жестоко подавившего в 1252 году восстание во Владимире при князе Андрее Ярославиче (великий князь — 1248-1252). Сарайская миссия Русской Церкви в Золотой Орде может служить примером и для современных миссионеров. Православная миссия в значительной степени определила и принципы формирования русской государственной элиты, в которую влились представители разных народов: монголы, татары, позднее литовцы, польские шляхтичи, жители других европейских и азиатских государств, правящий слой присоединенных к России территорий. Единственным условием вхождения в эту правящую элиту на начальном этапе ее формирования стала принадлежность к Православной Церкви, самой важной государствообразующей силе на Руси. |