|
Пролог11 2013
...В седьмую неделю по Пятидесятнице читается небольшой отрывок Евангелия от Матфея (Мф. 9:27-35), в котором говорится об исцелении двух слепцов, а также немого бесноватого человека. Эти повествования об исцелениях, которые Спаситель совершал в таком множестве, присутствуют почти на каждой странице Евангелия. Но повествование об исцелении немого бесноватого исполнено каким-то особым смыслом. Наверное, евангелист мог бы просто написать, что Господь исцелил немого. Это было бы так уместно, когда повествуется о том, что только перед этим Он исцелил двух слепцов. Слепых, немых исцеляет Спаситель… Но евангелист пишет о том, что то был не простой немой человек — он был одержим диаволом, злой силой. И Господь особым образом исцеляет этого немого человека. Ему бы, наверное, достаточно было сказать: «Исцеляю тебя, иди, говори!», и тот бы пошел и заговорил! Но то было бы исправление следствия, а причина осталась бы в этом человеке, ибо причина его физической немощи была духовная, он был во власти темной силы. И можно себе представить, что было бы, если бы Спаситель просто исцелил его от немоты. Имея внутри себя эту темную силу, что стал бы говорить этот человек, какие бы страшные слова он произносил, сколько бы зла он принес своим языком! Сколько бы человеческих судеб, возможно, было бы заражено той бациллой зла, которую он в себе носил, сколько бы людей было бы совращено с пути истинного! А, может быть, были бы даже и души, растленные его словом! Поэтому Господь не просто исцеляет немого — Он изгоняет беса. Евангелист даже не говорит о том, что вслед за этим последовало какое-то особое действие Спасителя для того, чтобы больной стал говорить — бес вышел, и он стал говорить. Очень часто мы в своей жизнь имеем дело со следствиями, а не с причиной. Наиболее распространенная ошибка не только медицины, но и человеческих отношений — это воздействие на следствие, на то, что видимо, осязаемо, а в медицине — на то, что указывают анализы или приборы. Но, чаще всего, не искореняя причины, невозможно по-настоящему вылечить человека. Не искореняя причин, невозможно очистить наше общественное пространство и личную жизнь от лжи, клеветы, соблазнов, хулы, сквернословия, от того, что, воздействуя на человеческий разум и на нравственное чувство человека, разрушает его. Мы знаем из Ветхого Завета, как Господь карал богохульников, растлителей, соблазнителей. К примеру, история царицы Иезавели ясно свидетельствует нам о гневе Божием. Но Господь, карая носителей зла, искоренял причину, а не следствие. Сегодня мы все страдаем от того, что есть производные от этого онтологического и мистического зла, присутствующего в жизни людей и в человеческой истории. Мы ужасаемся, когда слышим ложь и клевету. Наше нравственное чувство обостряется и возмущается, когда мы слышим слова обольстителей, растлителей, пропагандирующих раскрепощение человеческих страстей, особенно когда все это наполняет информационное пространство современного общества. Иногда люди говорят: «Это нужно запретить, это нужно изъять, это нужно закрыть»,— опять-таки, обращаясь к следствию, а не к причине. Можно многажды запрещать и закрывать, но от этого не изменится картина духовной жизни, потому что нужно исцелять души человеческие, многие из которых по неведению оказались легкой добычей темной вражеской силы. Собственно говоря, все служение Церкви и сводится к этому. Наша брань не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (см.Еф.6:12). И слово, которое обращает Церковь, и Таинства, которые она преподает людям, — это все есть та Божественная сила, которая поражает причину. А следствие само по себе исчезнет, если разрушена будет причина. Но все то, что открывает нам сегодняшнее Евангельское чтение, имеет отношение не только к общественным отношениям, не только к общественному пространству бытия. Все это имеет отношение к личной, к семейной жизни каждого из нас. Нам иногда кажется, что ссоры, недоразумения, подозрения, взаимные обиды имеют какие-то жизненные, человеческие, обычные повседневные причины. Но ведь чаще всего, раздражаясь или гневаясь, или говоря неправду и клевеща, или вступая в конфликты, отказываясь от примирения, мы действуем так, потому что сами желаем этого. Значит причина всего того, что ранит нас, лежит глубоко в нашей сути, в нашей душе, в нашем сердце, в нашем уме. И поэтому рассказ об исцелении бесноватого немого человека в каком-то смысле символически имеет отношение к каждому из нас. Мы должны внутренним своим взором, не теряя духовной бдительности, прозревать движения нашей души, нашего сердца. Мы должны оценивать наши помыслы, мы должны контролировать нашу внутреннюю жизнь, чтобы не проникло в эту жизнь, в нашу святая святых, злое начало, которое способно приводить нас к самым отвратительным, ужасным и греховным деяниям, от которого страдаем мы и ближние наши. Господь, исцеливший немого через изгнание беса, способен и каждого из нас исцелить, исцелить нашу личную жизнь и жизнь всего общества, если мы, опираясь на Божию помощь, будем бороться со злом внутри нас, с грехом, с неправдой, открывая сердце свое навстречу Божественной благодати. И тогда, подобно исцеленному немому, будем произносить добрые слова, потому что у нас будут добрые мысли. Мы будем утверждать правду в жизни, потому что внутри нас будет правда, мы будем снисходительны к ближним, потому что сами будем понимать, что такое преодоление греха и как трудно оно дается. Да поможет нам всем Господь в этом внутреннем духовном делании, которое, оставаясь сокрытым и невидимым для окружающих, отображается в жизни окружающего нас мира добрыми делами и добрыми словами, явлением в мире сем Божией правды. Аминь. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице |