|
Пролог25 2014
Святые Феодор и Иоанн – первые мученики, принявшие смерть за Христа на русской земле еще до Крещения Руси, которое произошло менее чем через десятилетие после их мученического подвига. Те годы были решающими в судьбе Русского государства, которое должно было уже окончательно и бесповоротно избрать свой исторический путь. Свой выбор должен был сделать и князь Владимир. Мученики Феодор и Иоанн, отец и сын, бывший воин и маленький мальчик, во многом и определили этот выбор, превративший ярого язычника (пожалуй, самого нетерпимого и жестокого по отношению к христианству из всех Киевских князей, бывших до него) в святого правителя, который не только сам обратился ко Христу, но и привел к Нему многих своих подданных и сделал всё, чтобы устроить по евангельским заповедям и свою собственную жизнь, и всё Русское государство. Конечно, было много и других причин, почему Русь приняла христианство, но в тот исторический момент многое определилось благодаря мужеству и верности Христу именно этих двух простых христиан, Феодора и Иоанна. Это – напоминание о том, что каждый поступок имеет свою цену в истории мироздания: от нашей решимости следовать за Христом в каждый момент нашей жизни зависит и судьба нашей страны, и судьба всего человечества. Князь Владимир вступил в 878 году на княжеский престол Киева убежденным язычником. Более того, одним из первых его государственных деяний было создание единого общерусского языческого культа. Главным богом государственной языческой религии был объявлен Перун, грозный и жестокий бог-громовержец, покровитель войны и княжеской дружины. Разумеется, не случайно, что это божество покровительствовало князю и дружине: языческая религиозная реформа Владимира была направлена, в первую очередь, на укрепление государственной власти. На холме рядом с княжеским дворцом князь поставил деревянный идол Перуна «с серебряной головой и золотыми усами» и идолы еще нескольких менее значимых языческих богов. Идолы Перуна были поставлены и в других русских городах. Перед этими истуканами стали совершаться человеческие жертвоприношения. «Повесть временных лет» говорит об этом: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот»... Нужно понимать, что любой укрепление языческих культов в конечном итоге приводит к человеческим жертвоприношениям. Бесы жаждут гибели человека. Что же больше может обрадовать их, чем пролитие человеческой крови при общем одобрении окружающих, обрекающих себя участием в ритуальных убийствах на вечную гибель?! Даже внешне безобидные языческие ритуалы и суеверия в своем логическом развитии могут привести к бесопоклонничеству, а значит – и к кровавым культам. Князь Владимир был последователен в своих убеждениях и ввел самый суровый, а значит, по его убеждениям, самый действенный вид язычества. Страшно представить, что бы было с русской историей, если бы религиозная политика князя Владимира в первые годы его правления окончательно восторжествовала: Русь стала бы примером самого жестокого и нечестивого государства в Европе и была бы обречена Промыслом Божиим на полное уничтожение, как были уничтожены в древности Карфаген и в уже Новое время - палеоамериканские, существовавшие до прихода европейцев, государства — цивилизации, практиковавшие человеческие жертвоприношения. Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести мученическую смерть за Христа святых Феодора Варяга и сына его Иоанна. Как сообщает автор «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец, однажды при очередном человеческом жертвоприношении его устроители решили: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий выпал на Иоанна, сына Феодора. Феодор был варягом, т.е. викингом, представителем одного из скандинавских племен, покинувшим свою родину. Викинги или норманны, разбойники и мореходы, столетиями грабили прибрежные районы по всему европейскому побережью, захватывали власть над целыми областями (княжеская династия Рюриковичей, правившая Русью, была также варяжского происхождения), занимались торговлей, нанимались на военную службу к тем или иным правителям, в том числе и к византийскому императору. Поступил на службу к византийскому императору и Феодор (его языческое имя было Тур (Тор) или Утор (Оттар), исторические источники дают и то и другое написание). Жизнь в христианской стране изменила мировоззрение воина-язычника, он уверовал во Христа и принял крещение. «Повесть временных лет» не сообщает, как он оказался в Киеве и каков был род его занятий. Может быть, он был купцом на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», соединявшем Балтийское и Черное море. Но вот мирная жизнь Феодора и его семьи закончилась. Рассматривая мученический подвиг Феодора можно задаться вопросом, с какой стати имя его сына Иоанна вообще было внесено в число тех, кто мог быть принесен в жертву; почему христиане, представители другой веры, должны были участвовать в этих кровавых языческих обрядах?! В том-то и дело, что язычество, как впрочем, и безбожие и другие культы, секты и суеверия, веротерпимы, лишь пока не имеют власти. Обретя силу и власть, они стремятся и других вовлечь в свои скверные обряды, стремятся к тотальному контролю над всей жизнью общества. Поэтому не надо обольщаться - терпимо относясь к противоестественным, кощунственным и бесчеловечным социальным явлениям, мы рискуем, что это беззаконие станет нормой и нас самих попытаются заставить жить по его искривленным законам. Тогда и наших детей могут принести в жертву идолам, пусть не в столь буквальном смысле, как это было отроком Иоанном – но современным идолам блуда, вседозволенности, «толерантности» ко всякому злу... Наверное, тот жребий не случайно выпал на христианина Иоанна. Сложно сказать, то ли жрецы подстроили всё так, как им было нужно, то ли злые духи сами сделали этот жестокий выбор. В любом случае, это человеческое жертвоприношение должно было в том числе унизить христианство, чтобы язычники говорили: смотрите, христиане тоже приносят своих детей в жертву Перуну, значит наши боги сильнее их христианского Бога. Как часто бывает, эта провокация против Церкви привела к прямо противоположным результатам, чем предполагали ее устроители. Когда посланные от жрецов сообщили Феодору, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», мужественный воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Столь смелый и обоснованный ответ разозлил язычников. Вооруженная толпа разнесла двор и окружила дом Феодора. Святой с оружием в руках встал на сенях (в данном случае, крытой галерее второго этажа, стоящей на столбах), готовясь отразить нападение. Он спокойно смотрел на разъяренных язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». И тут язычники испугались: при всем своем численном превосходстве они так и не решились вступить в честный бой. Тогда они подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Своего они все-таки не добились: чудовищное жертвоприношение так и не состоялось. Христианские мученики радостно и безропотно шли на смерть за Христа; матери и отцы благословляли своих детей на мученический подвиг и убеждали их быть мужественными во время пыток и казней. Но здесь была иная ситуация: юного Иоанна хотели принести в жертву языческому богу и никак нельзя было допустить этого кощунственного жертвоприношения: тогда выражением преданности Христу было не смиренное принятие смерти, а действенное, даже с оружием в руках, сопротивление злу. Как мы видим, святые мученики самим своим подвигом опровергают лжеучения о «непротивлении злу насилием». Князь Владимир сам был воином и умел оценить мужество человека, который один мог выйти на неравный бой против вооруженной толпы, да так, что эта толпа так и не решилась сразиться с ним. Но главное, князь увидел, что Феодор знает, за что он отдает свою жизнь, и перед лицом смерти может дать «отчет в своем уповании». Владимир понял, что для таких его подданных их вера, их Бог, значат гораздо больше, чем грозные повеления князя, собственное благополучие и даже сама жизнь. Позже, когда Владимир обратится ко Христу, тысячи киевлян примут крещение только потому, что захотят остаться «друзьями» князя. Очевидно, что побудительной причиной для этого шага для большинства будут не страх и лесть, а просто уважение к авторитету своего правителя: традиционные языческие верования в их глазах оказались гораздо менее значимы, чем решение могущественного князя. Никто не только не стал отдавать за них жизнь, но и отказ от прежней религии в той ситуации казался вполне понятным и даже очевидным решением. Феодор и Иоанн показали, что христиане не откажутся от своей веры ни ради дружбы с князем, ни из страха перед ним. Общегосударственный языческий культ, который ввел князь Владимир, явно показал свою неспособность обеспечить единство страны. Да и сами боги его пантеона, доказали свое бессилие перед Богом христианским. Пройдет еще несколько лет и Русь во главе с князем Владимиром обратилась в истинную веру. На месте мученической кончины Феодора и Иоанна святой равноапостольный Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года. Удивительным образом, нижний сруб деревянного дома святых мучеников-варягов, сожженный тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви. Святитель Симон Суздальский назвал мучеников Феодора и Иоанна «первыми русскими гражданами небесного града», их верность Христу и Церкви должна быть примером и для всех последующих поколений русских людей. |