В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

09 2013
9 августа - день памяти преподобного Германа Аляскинского

Преподобный Герман Аляскинский – один из первых православных миссионеров в Америке, руководитель русской духовной миссии на Аляске, просветитель и любвеобильный пастырь тысяч местных жителей — алеутов. «Я, - говорил он о своем служении, - нижайший слуга здешних народов и нянька».

Родился святой Герман в 1756 (или 57) году в купеческой семье города Серпухова. Его мирское имя – Герасим Иванович Зырянов. В шестнадцать лет, побуждаемый любовью к Богу, он поступил в Саровский монастырь, откуда вскоре перешел в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, где принял монашеский постриг. Здесь он тяжело заболел и был уже при смерти, но однажды после горячей молитвы, он мокрым полотенцем отер икону Пресвятой Богородицы и этим полотенцем обвязал мучившую его опухоль на горле. Наутро он проснулся совершенно здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о себе только малый след, как бы в воспоминание чуда.

В 1782 году отец Герман был перееден в Валаамский монастырь. Здесь он проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый настоятель отец Назарий отпустил его на жительство в пустыню, которая находилась в густом лесу и до сегодняшнего дня сохранила название «Германово». Всю последующую жизнь преподобный помнил свою любимую духовную родину и находился в духовном общении с Валаамскими подвижниками. «Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он из Америки отцу Назарию, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через Великий океан».

Во второй половине XVIII русские промышленники и торговцы начинали освоение Аляски и других, в основном островных, территорий северной Америки. Указом Екатерины II в Новый Свет отправилась православная духовная миссия, избранная из Валаамских монахов, в числе которых был и отец Герман.

Ревностью проповедников свет проповеди Евангельской быстро распространялся между новыми сынами России. «Они давно уж готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут, - писал руководитель миссии архимандрит Иоасаф старцу Назарию на Валаам. - Народ добрый, но бедный. Живем хорошо, они нас любят, а мы их. И так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли. Вы хотя и стращали нас нагими, но, благодаря Бога, о целомудрии имеют понятие. Хотя не нарядны, однако не нагие и опрятнее еще русских ходят: платье носят небогатое, из птичьих шкурок, но длинное до пят, и без пол сшитое, наподобие стихаря. Одна прореха - только голове пройти. Щеголи бобровое платье носят. Пища - рыба и разные коренья».

Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.

Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Поэтому не было бы ничего удивительного, если бы новообращенные отвергли веру пришельцев, которые стали все чаще выступать в роли эксплуататоров и угнетателей (приезжавшие с целью наживы промышленники), и вернулись бы к своим суевериям. В том, что это не произошло, великая заслуга преподобного Германа. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание.

Предстательствовал он всегда перед начальством за провинившихся, защищал обвиняемых, помогал нуждавшимся чем только мог, и алеуты обоего пола и дети их часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи — каждый получал от старца возможное удовлетворение. Разбирал он их взаимные неприятности, старался всех мирить, особенно в семействах заботился восстановить согласие. Если не удавалось помирить мужа с женой, старец разлучал их на время: «Пусть лучше врозь живут, да не дерутся и не бранятся, а то, поверьте, страшно, если не развести: были примеры, что муж убивал жену или жена изводила мужа». Особенно любил отец Герман детей, наделял их сухариками, пек им крендельки, и малютки ласкались к старцу. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

Стараясь о нравственном преуспеянии алеутов преподобный Герман устроил для алеутских детей училище, где он сам учил их Закону Божию и церковному пению. В часовне близ его келии в воскресные и праздничные дни он собирал алеутов для молитвы. Старец читал Апостол, Евангелие и устно поучал прихожан, пели же его воспитанницы. Любили алеуты слушать наставления отца Германа и во множестве стекались к нему.

Местом жительства отца Германа в Америке был остров Еловый, названный им Новый Валаам. Этот остров отделяется проливом от острова Кадьяк, на котором был построен деревянный монастырь для помещения миссии с церковью Воскресения Христова. Остров Еловый небольшой, покрыт лесом. Отец Герман, выкопал здесь пещеру и в ней провел первое лето. К зиме близ пещеры управляющая островами Компания выстроила для него келию, в которой и жил он до смерти, а пещеру святой отец обратил в место своего могильного упокоения. Недалеко от келии возвышались деревянная часовня и деревянный домик для посетителей и училищных занятий. Перед келией разбит был огород. На огороде сам копал он гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи. К зиме запасал грибы: солил и сушил их; соль приготовлял сам из морской воды или рассола. Одежда отца Германа была одна зимою и летом. Сапоги или башмаки, подрясник, ветхая, полинялая, вся в заплатах, ряса и клобук. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду. Спал преподобный на небольшой скамье, покрытый оленьей шерстью, изголовье — два кирпича, которые под голою шкурой оставались незаметными для посетителей: одеяла не было, его заменяла деревянная доска, лежавшая на печке. Эту доску сам отец Герман назвал своим одеялом, завещав ею покрыть его смертные останки. «В бытность мою в келии отца Германа,— говорил индеец-креол Константин Ларионов, — я, грешный, сидел на его постели, и это считаю верхом моего счастья».

Описанные черты жизни старца касаются, прежде всего, внешнего его делания. Главным же его делом была молитва в уединенной лесной келии, где никто его не видел. На вопрос: «Как вы, отец Герман, живете один в лесу, как не соскучитесь?» он отвечал: «Нет, я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог! Там есть ангелы, святые! И можно ли с ними скучать?» Увлекательны были беседы и с чудною силою действовали они на слушателей. Об одном из таких благодатных впечатлений своего слова пишет он сам. «Слава судьбам святым Милостивого Бога! Он непостижимым Своим Промыслом показал мне ныне новое явление, чего здесь на Кадьяке я, двадцать лет живши, не видал. Ныне, после Пасхи, одна молодая женщина, не более двадцати лет, по-русски хорошо говорить умеющая, прежде совсем меня не знавшая, пришла ко мне и, услышав о воплощении Сына Божия и о вечной жизни, столько возгорела любовью к Иисусу Христу, что никак не хочет от меня отойти, но сильною просьбою убедила меня, против моей склонности и любви к уединению, несмотря ни на какие предлагаемые от меня препятствия и трудности, принять ее, и более уже месяца у меня живет и не скучает. Я с великим удивлением смотрю на сие, поминая слова Спасителя: что утаено от премудрых, то открыто младенцам». Эта женщина жила у старца до его смерти. Она наблюдала за благонравием детей, учившихся в его училище, и он, умирая, завещал ей жить на Еловом и, когда она скончается, похоронить ее при его ногах. Звали ее София Власова.

Служение отца Германа было далеко не безоблачным. Особенно много неприятностей ему пришлось вытерпеть из-за своего заступничества за притесняемых алеутов. Правитель колоний Я., еще не увидев отца Германа и только по одним наговорам на него, писал в Петербург о необходимости его удаления, объясняя свое прошение тем, будто он возмущает алеутов против начальства. Священник, приехавший из Иркутска с большими полномочиями, наделал отцу Герману много огорчений и хотел отправить его в Иркутск, но правитель колоний Муравьев защитил старца. Другой священник М. прибыл на Еловый остров с правителем колоний И. и служителями Компании обыскивать келию отца Германа, предполагая найти у него большое имущество. Когда не нашли ничего ценного, вероятно с дозволения старших, служитель Пономарьков стал топором выворачивать половые доски. «Друг мой, — сказал тогда ему Герман, — напрасно ты взял топор, это орудие лишит тебя жизни». Через короткое время потребовались люди в Николаевский редут и поэтому из Кадьяка послали туда русских служителей, в числе их Пономарькова. Там-то и сбылось предсказание отца Германа: кенайцы ему, сонному, отрубили голову.

Приближалось время отшествия преоподобного. «Хотя и много времени пройдет после моей смерти, — говорил отец Герман, — но меня не забудут, и место жительство моего не будет пусто. Подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом, и Еловый не будет без людей».

13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман мирно скончался на 81-м году жизни.

В самый день смерти старца в селении Катани на Афогнаке виден был над Еловым необыкновенный светящийся столб до неба. Пораженные чудесным явлением креол Герасим Вологдин и жена его Анна стали молиться со словами: «Видно отец Герман оставил нас». Этот светящийся столб видели и другие. В тот же вечер в другом селении на Афогнаке видели человека, поднимавшегося к облакам над Еловым островом.

В жизнеописании первого православного епископа в Америке - святителя Иннокентия (память 31 марта и 2З сентября) рассказывается о том, как В 1842 году, через шесть лет по преставлении старца, высокопреосвященный Иннокентий на бриге "Охотск" направлялся на остров Еловый и долго из-за бури корабль не мог войти в гавань. Жизнь команды и пассажиров была под угрозой. Святитель Иннокентий обратился с молитвой к преподобному Герману: "Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер". Не прошло и четверти часа, как ветер переменился и сделался попутным. И вскоре святитель, спасшийся от бури, служил панихиду на могиле преподобного Германа.

В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о житии преподобного Германа и о случаях чудотворения по его молитвам, которые еще долго после его блаженной кончины записывались доброхотами. Впервые житие преподобного Германа было опубликовано на Валааме в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и остался там до конца своих дней, чем исполнилось пророчество святого. В 1952 году им были составлены житие и акафист преподобному, а через семь лет им же мощи преподобного Германа были открыты и перенесены в специально построенную небольшую часовню. В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока. Русская Православная Церковь внесла имя преподобного в месяцеслов 1 декабря 1970 года. В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика