|
Пролог18 2014
Святой пророк Захария и праведная Елисавета почитаются Церковью, в первую очередь, как родители святого Иоанна Предтечи. Однако, события их жизни важны для нас не только в связи с обстоятельствами рождения и первых лет жизни величайшего из пророков. Их духовный опыт, даже сомнения и ошибки, могут многое открыть для каждого человека. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме и, как все ветхозаветные священники, был потомком Аарона, брата пророка Моисея. Его жена, праведная Елисавета, также происходившая из рода Аарона, была сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По свидетельству Евангелия, «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1, 6).У Захарии и Елисаветы, тем не менее, не было детей, что в те времена считалось наказанием Божиим. Многолетняя скорбь праведных супругов, однако, должна была обратиться в величайшую «радость и веселие» не только для Захарии и Елисаветы, но и для многих людей, которые возрадуются о чудесном рождении их сына (Лк. 1, 14). Однажды Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лк.1,8). Во времена перед рождением Спасителя всё ветхозаветное священство делилось на 24 части, «чреды», каждая из которых служила в Иерусалимском храме в определенное время богослужебного года. Кому именно из священников определенной чреды предстояло служить в тот или иной день определялось жребием. Захария принадлежал к «Авиевой чреде» и в тот день жребий пал на него. Для современного человека каждение священником в храме — дело вполне обычное. Сейчас священники совершают его практически на каждой службе, т.е., как минимум, несколько раз в неделю, иногда даже и несколько раз в день. Во времена Спасителя всё было совершенно иначе. По ветхозаветным установлениям существовал только один храм Господень в Иерусалиме. Воскурения фимиама, по установлению Самого Господа, совершалось каждый день в Святая Святых, наиболее священном месте ветхозаветного. Священников же, по подсчетам историков, в те времена было около 8 тысяч. Путем несложных вычислений получается, что в среднем священнику доводилось совершить обряд воскурения фимиама в храме раз в 20-25 лет, т.е. 1-2 раза в жизни. А могло и вовсе не довестись: порядок служения определялся жребием, а он мог просто ни разу не выпасть. Каждение в храме, таким образом, было чрезвычайным событием в жизни ветхозаветного священника того времени, тем более, для Захарии, который был уже в преклонных годах и вряд ли мог рассчитывать, что жребий выпадет на него еще один раз. Поэтому не случайно, что Бог открыл Свою волю Захарии именно в храме и именно в этот день. Храм — место особенного присутствия Божия, именно туда мы должны спешить, чтобы Господь сотворил с нами чудо, в первую очередь, чудо преображения нашей жизни в радостное служение Богу и людям. И вот, в тот важный момент, когда Захария один предстоял перед Господом (по ветхозаветным обрядам, другие молящиеся в тот момент должны были стоять не в самом храме, а в притворе), к нему явился архангел Гавриил и сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1, 13). Судя по дальнейшим действиям Захарии, он уже давно отчаялся иметь детей, соответственно не мог молиться о рождении сына. Что же тогда означают слова архангела: «услышана молитва твоя?» Дело в том, что священник, совершая каждение в храме, должен был молиться за народ: воскуряемый фимиам, понимающийся к небу, и символизирует молитвы верующих к Всевышнему Богу. Этот обряд не потерял своего значения и в новозаветной Церкви: во время привычного для нас каждения храма священник так же, как тогда Захария, предстоит перед Богом за весь церковный народ. Как раз молитвы Захарии за еврейский народ и были услышаны тогда Богом — обещанный ему сын должен будет сыграть важную роль в деле спасения не только иудеев, но и всего человечества: он «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их... дабы представить Господу народ приготовленный» к приходу Мессии (Лк. 1, 16-17). Захария, однако не поверил словам Ангела. Он стал возражать: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). Кажется странным, почему человек праведной жизни вдруг не поверил явному чуду. Кроме того, он должен был вспомнить библейские истории чудесного рождения детей от престарелых, бездетных родителей: праотца Исаака (Быт, 17, 15-21; 18, 9-15; 21, 1-7) и пророка Самуила (1 Цар. 1, 1-20). На самом деле, мы просто ожидаем от библейских героев какого-то особо благочестивого поведения, между тем, они были такие же люди, как мы, и иногда согрешали таким же, как и мы, неверием. И в данном случае Захария остался в плену заблуждения, свойственного и современным верующим. Зачастую мы думаем, что события из жизни святых прежних времен, с которыми случались великие чудеса и откровения, относятся лишь к глубокой древности, а сейчас и, тем более, с нами ничего подобного произойти не может. Однако, Промысл Божий о человеке всегда остается одним и тем же: во все времена Господь готов чудесно помочь верующим в Него. И только наше маловерие препятствует Ему открыться и в нашей жизни. За недоверие Богу Захария был поражен глухотой и немотой. Такое наказание, с одной стороны, было справедливым: как ослушник он лишился слуха, а как противоречащий — речи. Но важнее, наверное, что самому Захарии в тот момент нужно было в тишине и безмолвии осмыслить случившееся, чтобы потом пророчески возвестить волю Божию народу. Мы, увы, подвержены шумной суете и пустословию, поэтому и не слышим голос Бога. Когда-то нужно остановиться, помолчать и слушать слово Божие, а не людские сплетни. Как и было обещано через архангела Гавриила, праведная Елисавета зачала сына. Пять месяцев она таилась от людей. Это понятно, человек, получивший дар от Бога будет относиться к нему трепетно и осторожно, тем более, не будет хвастать им прежде времени. Когда Елисавета была на шестом месяце беременности, к ней пришла ее родственница, Пречистая Дева Мария, только что получившая от архангела Гавриила благую весть о рождении от Нее Спасителя человеческого рода. Едва Богородица вошла в дом Захарии, младенец во чреве Елисаветы «взыграл», т.е. начал радостно биться, почувствовав приход своего Господа и Мессии. Так Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение еще в утробе матери. И сама Елисавета, исполнившись Святого Духа, произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк. 1, 41-45). Слова из этого приветствия: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1, 42), — до сих пор повторяются в одной из самых важных и часто произносимых молитв «Богородице, Дево, радуйся!». После того как у Захарии и Елисаветы родился сын, на 8-й день после рождения младенца в их доме собрались родственники и соседи, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Все предлагали назвать ребенка в честь отца Захарией. Елисавета неожиданно для всех сказала, что имя его должно быть Иоанн. Собравшиеся очень удивились этим словам, ведь в ее родстве не было никого, кто назывался бы этим именем, а тогда было принято называть детей в честь предков или родственников. Тогда спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к Захарии возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, благословил Бога и произнес удивительное по поэтической силе пророчество (Лк. 1, 67-79), в котором возвестил о грядущем вскоре обещанном Спасителе и о роли в этом событии своего новорожденного сына («И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк 1, 76). Свое пророческое служение, как и большинство ветхозаветных пророков, Захария закончил мученической смертью. По церковному преданию, отец Иоанна Предтечи и был тем «Захарией, сыном Варахиином», убитым «между храмом и жертвенником», о котором говорит Спаситель как о последнем праведнике, кровь которого придет на нечестивых фарисеев (Мф. 23, 35). Ирод, уже погубивший Вифлеемских младенцев, узнав о чудесном рождении Иоанна Предтечи, решил убить и его, опасаясь, что этот ребенок и есть тот Царь Иудейский, о котором возвестили волхвы. Праведная Елисавета, однако, укрылась вместе с сыном в горах. Убийцы повсюду тщетно искали Иоанна. Тогда они прямо в храме Божием схватили Захарию и пытались узнать, где скрываются его жена и сын. Не получив ответа, они убили святого пророка. Праведная Елисавета, по преданию, скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу. |