|
Пролог22 2014
На III Вселенском Соборе была осуждена ересь несторианства. Несторий, родоначальник этого лжеучения, в 428 году стал Константинопольским Патриархом. В это время он был известен как строгий подвижник и талантливый проповедник. Впоследствии один из главных его противников святитель Келестин, Папа Римский с горечью писал к нему: «Прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города». Однако талант и даже духовные дарования не могут служить гарантией от душевного помрачения. Чаще всего такое помрачение связано с гордыней, к сожалению, довольно часто присущей людям неординарным. Так и Несторий, прибыв в Константинополь, почти сразу же «ревностью не по разуму», немереным властолюбием и крутым нравом ухитрился испортить отношения со значительным числом православных епископов, а также клириков и мирян собственной епархии. Потом он открыто стал проповедовать учение, явно противоречащее православию. Церкви вновь пришлось защищать самое главное в христианстве: то, что Бог действительно стал Человеком, и очистил в Себе всю человеческую природу. Апостол Павел пишет, что Христос — единственный Посредник между людьми и Богом (1 Тим. 2, 5). Сам апостол предпочел бы быть «незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2, 2). Если Христос не был Человеком, то Он соединил с Богом не нас, а кого-то другого, а если не был Богом, то соединил нас не с Богом, а с кем-то другим. Несторий же учил, что Христос был лишь обычным человеком, а Бог обитал в Нем, как в храме. Единство человеческой и божественной природы во Христе, согласно ложному учению Константинопольского Патриарха, было не действительным, а лишь неким нравственным союзом, «относительным объединением», т.е. Христос был лишь одним из праведников, пусть и самым совершенным. Получалось, что христианство, по сути, не дало ничего нового миру, не открыло человеку путь к реальному спасению и единению с Богом. Пречистую Деву Марию, поэтому, Несторий называл не Богородицей, а "Христородицей" и даже "человекородицей". Последнее утверждение особенно было невыносимо любому искренне верующему человеку, ведь тогда оказывалось, что не было того великого и чудесного мига Благовещения, когда Мария, сказав: «се, Раба Господня» (Лк. 1, 28), с кротостью и верой приняла в Себя воплотившегося Бога и стала любящей Матерью и для каждого человека. Конечно, учение константинопольского ересиарха было намного более сложным и тонким, и при неразвитости богословской терминологии того времени сложно было до конца понять, к каким губительным для христианства выводам могут привести философские хитросплетения Нестория. Однако, именно сознательно унижение Божией Матери, которое упорно проповедовал Несторий, даже для людей, далеких от тонкостей богословия, открыло всю неправду ереси несторианства. Нашлись, впрочем, и сведущие авторитетные богословы, которые сразу же обнаружили и опровергли ересь Нестория. Наиболее влиятельным из них был святитель Кирилл, архиепископ Александрийский. Он сумел сразу же распознать ложь нового учения: как у действительно святого человека, реально жившего Христом и во Христе, у него был подлинный, если так можно сказать, вкус к истине и отвращение ко всякой неправде, на уровне даже не интеллектуальных рассуждений, а некоего духовного инстинкта. Первоначально святитель Кирилл пытался вразумить самого Нестория и написал ему письмо. Оно представляет собой образец мудрого пасторского послания и соединяет в себе твердость в вопросах в вопросах веры, вместе с тем, искреннее уважение к собеседнику, как бы он не заблуждался. Вместе с тем, обо всем, что касается вероучения, святитель пишет довольно жестко. Богословские споры того времени были, действительно, вопросом жизни и спасения в вечности, а не интеллектуальной игрой и философской полемикой. Несторий, однако, остался при своем мнении, и святитель Кирилл направил к нему второе послание, которое тоже было не услышано. Только тогда Александрийский архиепископ, уже точно уяснив, что уже не сможет увещаниями обратить к истине своего заблуждающегося собрата, составил 12 анафематизмов, в которых осуждались основные положения несторианской ереси: те, кто не исповедует Христа «Богом и вместе человеком», кто «дерзает называть Христа человеком богоносным, а не Богом истинным». Увещательное послание к Несторию написал и святитель Келестин Римский. Оно тоже не имело действия и святитель в 430 году Келестин собрал Поместный Собор в Риме, осудивший ересиарха. Решения этого Собора сыграли немаловажную роль в утверждении православия на Эфесском Вселенском Соборе. Таким образом, стало ясно, что Несторий упорно продолжает держаться своего лжеучения. Православным епископам не оставалось ничего иного, как обратиться к императору Феодосию Младшему за разрешением на созыв Вселенского Собора. Впрочем, сам Несторий первоначально был не против созыва Собора. Он по-человечески вполне разумно рассчитывал на поддержку знакомых ему восточных епископов, на какие-то интриги, на вмешательство императора и т.д. Но все эти человеческие расчеты оказались несостоятельны перед тайной Промысла Божия и действия святого Духа, который открыл истину, несмотря на все препятствия. Заседания Собора продолжались с 22 июня по 31 августа 431 года. На Соборе присутствовали, кроме святителя Кирилла Александрийского, такие прославленные отцы Церкви, как Ювеналий Иерусалимский, Мемнон Ефесский (святитель Келестин, папа Римский, из-за болезни не смог приехать, но прислал легатов, своих представителей). Несторий, хотя и приехал в Эфес, на заседания Собора так и не явился. На заседаниях III Вселенского Собора ересь Нестория была осуждена, а сам анафематствован. Собор подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Господе Иисусе Христе Одно Лицо (Ипостась) и два естества - Божеское и Человеческое, а Пречистую Матерь Господню восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. В руководство Церкви святые отцы Собора издали 8 правил и подтвердили догматическое значение "Двенадцати анафематизмов против Нестория" святителя Кирилла Александрийского.
|