|
Пролог12 2014
12 августа Церковь празднует обретение мощей преподобного Германа Соловецкого. История этого события, как и история жизни самого преподобного Германа, необычна. Обе они тесно связаны с судьбой Соловецкого монастыря, одной из самых знаменитых русских обителей. Преподобный Герман первым обратил внимание на Соловецкий архипелаг как на идеальное место для монашеской жизни. Удаленные труднодоступные острова с суровой, но прекрасной природой, с одной стороны, предоставляют подвижнику необходимое молитвенное уединение, а с другой, требуют от него постоянного труда и даже подвига для выживания в тяжелых условиях Русского Севера. Впоследствии на Соловках будет создано образцовое монастырское хозяйство: из валунов будут возведены огромные соборы и стены, между многочисленными озерами прокопаны каналы, вдоль побережья устроены садки для разведения рыбы, построены дома и мастерские, разбиты огороды и оранжереи, где недалеко от Полярного круга будут выращиваться даже арбузы и апельсины. И после разорения монастыря большевиками то, что осталось от него, поражало воображение посетителей Соловков, многие из которых впервые именно там смогли почувствовать силу православной веры, руками иноков преобразившую дикий остров... Во времена же преподобного Германа, почти 600 лет назад, Соловецкий архипелаг был совершенно необитаем, только иногда на нем останавливались рыбаки-поморы переждать бурю или починить судно. Очевидно, именно с ними святой, к тому времени оставивший родной дом и искавший место для монашеских подвигов, впервые побывал на Соловках, но тогда не решился в одиночку остаться на далеком острове. По окончании лета преподобный Герман возвратился с рыболовами на Поморский берег и поселился на реке Выге. Вскоре, однако, в его жизни произошла неожиданная встреча, которая вновь повернула его жизненный путь к Соловецким островам. На Выге появился необычный человек, инок Валаамского монастыря Савватий. Он был уже весьма пожилой, седовласый, некрепкий здоровьем человек, снискавший всеобщую любовь и уважение братии своего монастыря за доброту и подвижническую жизнь. Учеником Савватия был будущий Новгородский архиепископ, святитель Геннадий, И вот неожиданно, избегая людской славы и стремясь к уединению и тишине, Савватий тайно ушел с Валаама в поисках безлюдного места. Добравшись до Белого моря, старец и встретил преподобного Германа, услышал от него о Соловецких островах и тут же решил поселиться там. Местные жители пришли в недоумение от подобного решения: «Чем он будет там питаться и как одеваться, ежели сам так беден и дряхл?» — говорили они. И услышали спокойный ответ Савватия: «У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает до сытости». Удивительно, но Герман, еще молодой человек, сам не решившийся остаться на Соловках, вдохновился примером старика, который был намного его физически слабее и, казалось бы, уже не способен к суровой жизни на необитаемом острове. Герман и Савватий — пример удивительной дружбы людей разного возраста и жизненного опыта, тем не менее, объединившихся для общего дела и умноживших силу духа друг для друга. Монахи отправились на Большой Соловецкий остров и жили там в непрестанной молитве и трудах. Вскоре преподобный Савватий скончался, но у него нашелся продолжатель, юный инок Зосима, также стремившимся к пустынножительству. После бывшего преподобному Зосиме видения, которое Герман истолковал как Божие изволение об устройстве обители, подвижники заложили ее между Святым озером и морской гаванью. Когда в монастыре собралось несколько иноков, они возвели небольшую церковь в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игумен Павел, присланный Новгородским архиепископом Ионой. После основания монастыря Герман прожил на Соловецком острове более 40 лет. Святой часто отправлялся в опасные путешествия на материк по нуждам всё возраставшей обители. Во время одного из таких путешествий Герман и преставился в Новгороде весной 1479 года. Тело почитаемого старца его ученики повезли в Соловецкий монастырь, но из-за весенней распутицы они были вынуждены похоронить своего наставника в деревне Хавроньиной, на реке Свири. Благодаря этому по Промыслу Божиему святость преподобного Германа явно открылась уже вскоре после его смерти. Спустя пять лет игумен Исаия приказал перезахоронить святого в Соловецком монастыре. Тогда тело преподобного было обретено нетленным. Германа погребли рядом с преподобным Савватием справа от алтаря монастырской Успенской церкви. 30 июля (12 августа по н.с.) 1623 г., при игумене преподобном Иринархе, совершилось обретение мощей Св.Германа. Это событие и празднует Церковь сегодня. Мощи святого разделили судьбу всей Русской Церкви. 21 сентября 1925 года безбожная власть надругалась над останками преподобного Германа (в ходе раскопок могильной ямы преподобного Германа, проведенных в 2002 году, были обнаружены части мощей святого: куски раздробленных черепа, челюстной кости и др.). Изъятые мощи Соловецких преподобных хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. Таким образом, святые мощи находились там же, где томились в заключении и приняли мученическую смерть за Христа сотни российских новомучеников. После упразднения лагеря в 1940 году, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 году мощи преподобных вместе с большей частью фондов попали в Государственный музей истории религии и атеизма, располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. После многих лет поруганий мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были возвращены Церкви. Это возвращение совпало с возрождением церковной жизни всей России. В 1992 году святые мощи, сопровождаемые патриархом Алексием II, были перевезены в Соловецкий монастырь, и помещены в монастырском Преображенском соборе. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда и были перенесены мощи трех соловецких основателей, упокоившиеся под одной сенью; летом, когда богослужения совершаются в Преображенском соборе, туда переносят и мощи преподобных. По материалам православных интернет-ресурсов |