|
Пролог26 2014
Довольно часто, читая Евангелие, мы замечаем в нём лишь половину того, что оно хочет нам сказать. Наше внимание приковывает к себе видимая канва событий, особенно необыкновенных и чудесных, в то время как надо бы сосредоточиться на их сути и том, чему они учат нас, укрывшись покровом видимого. Широкое поросшее густой травой поле на берегу Генисаретского озера. На нём расположились тысячные толпы людей, принимающих участие в необыкновенной трапезе, состоящей из хлеба и рыбы. Этот хлеб и рыба возникли здесь, в безлюдном месте – никто не знает, когда, откуда и как – по одному только слову Иисуса, и возникли в таком количестве, что хватило не только утолить голод тысяч людей, но даже наполнить оставшимися кусками, как вещественными доказательствами, двенадцать корзин. Чудесный факт умножения хлебов – для неверующих, возможно, непонятный и шокирующий – для христиан не должен быть поводом к какой-то особой гордости. Кто верит, что Иисус был не только человеком, но и Богом, не будет округлять глаза при виде происходящего. Он знает, что для Того, Кто из ничего сотворил целый мир, простое умножение уже существующей материи никакого труда не составит. Поэтому вместо того, чтобы уделять слишком много внимания самому событию, описанному евангелистом, постараемся присмотреться поближе к некоторым характерным для этого чуда деталям. На первый взгляд незначительные, они однако же скрывают в себе глубокий и поучительный смысл. Рассмотрим одну из них. Известно, что за время Своей общественной деятельности Иисус дважды чудесным образом умножал хлебы. При этом все четыре евангелиста обращают внимание на то, что каждый раз, прежде чем прибегнуть к своему Всемогуществу, Чудотворец просил апостолов самостоятельно удовлетворить потребности проголодавшихся (Мф. 14;16), (Мк. 6;37), (Лк. 9;13), (Ин. 6;5), (Мф. 14;23), (Мк. 8;1 ). Нет ничего легче, чем возложить на Бога ответственность за нехватку хлеба на земле. Но забота о материальных потребностях человека и обо всём сотворённом Богом мире возложена в первую очередь на нас, а не на Него. Ведь именно человека Творец поставил владеть и распоряжаться всем земным. В соответствии с Божьими планами, одна из основных его задач – заселять и осваивать землю (см. Быт 1, 26; 3, 23). Поэтому за всё, что происходит в мире: и за материальное благополучие, и за нехватку хлеба, за порядок или балаган, справедливость или притеснения и обиды, мир и войну, прогресс или возврат к варварству ответственность несёт человек. Это он строит города и сёла, дороги и аэродромы, школы и больницы, церкви и тюрьмы, шахты, заводы и верфи, казармы и атомные полигоны, и он же уничтожает, разрушает построенное. Это он засевает поле зерном или топчет зеленеющие всходами поля гусеницами своих танков и бронетранспортёров. Не из-за Бога, а из-за человека – злого, неразумного или самодовольного хозяина мира – на нашей планете ежегодно умирают от голода больше десяти миллионов человек. Не Бог, а человек через каждые несколько лет разжигает на земле новую войну. Это он бросил на Хиросиму и Нагасаки атомную бомбу, а тысячи других, во сто крат страшнее, припрятал на завтра, для ничего пока не подозревающих городов и стран. Всё это так просто и очевидно, но до чего же часто мы об этом забываем! Пока на свете всё более или менее хорошо, мы ходим надувшись, как павлины, будто это мы сотворили весь этот рай на земле. А в дни крушения и несчастий, когда всё с таким трудом возведённое валится на наши головы, мы предъявляем претензии не столько к человеку, который рушит наше счастье и которому следовало бы безжалостно надавать по рукам, сколько Богу. Чуть ли не обвиняем Его во всём происшедшем. Разочаровываемся в Нём, разражаемся упрёками, а иной раз и богохульствами. Но разве Он виноват в обрушившихся на нас несчастьях? А кто же тогда наставлял человека: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не желай чужой собственности, почитай отца и мать? Кто сказал ему: люби ближнего, как самого себя, и даже больше: люби его так, как Я тебя возлюбил? Легко простить себя и вину за свои недоработки, которые потом оборачиваются градом невзгод на наши головы, переложить на Бога. Легко сказать: наказание Божье. Однако чаще всего вовсе не Бог наказывает нас. Это не «отец разгневанный карает», как довольно легкомысленно поётся в одной из религиозных песен. Это карают нас наши собственные грехи. Это хлещет нас плеть злости и глупости, сплетённая нашими собственными руками или руками наших ближних. Несчастья миру и человеку чаще всего приносит другой человек: наш непослушный Богу брат. Попытаемся уразуметь это. Попытаемся также извлечь выводы из этого факта. Если дела мира по воле Бога являются и нашими делами, то не стóит сидеть сложа руки в ожидании, что вместо нас Бог наведёт порядок в мире и чудесным образом справится со всеми сваливающимися на человечество бедами. Приступим к работе сами. Не будем отговариваться тем, что один человек слишком слаб для противостояния злу и что средства, которыми он располагает, на фоне потребностей несчастного человечества – как та пресловутая капля в море. От каждого из нас, даже от самого слабого и бедного, Бог ждёт, что он, не смотря на свою слабость и бедность, всё же внесёт что-то в созидание общего блага. Возможно, именно для того, чтобы напомнить людям часто забываемую ими истину о необходимости действовать самим, о том, что надо тоже участвовать и тоже нести ответственность, перед тем, как чудом накормить толпу, Иисус обращается к апостолам со странным пожеланием – правда, евангелист Иоанн этого пожелания дословно не приводит, однако нам в поучение его тщательно записали и Матфей, и Марк, и Лука: «Вы дайте им есть» (Мф. 14; 16), (Мк. 6; 37), (Лк. 9; 13). Хотя в тех условиях эти слова могли сойти за шутку, по тону, которым они были произнесены, апостолы поняли, что Учитель говорит серьёзно. А потому стали озабоченно высчитывать, как накормить эти тысячи проголодавшихся, если нет практически никакой еды. Филипп наскоро подсчитывает, что на всех не хватит даже хлеба на двести денариев. Да и не было ни у кого из них таких денег. Андрей, брат Петра, робко сообщает, что здесь в толпе видел одного мальчишку, предусмотрительно взявшего с собой в дорогу пять хлебов и две рыбы. И тут же обезоруживающе улыбается при одной только мысли: «Что это для такого множества?» (Ин 6; 9). Но Иисусу не смешно, Он ждал именно этого мальчика и его нищенский дар. Он велит взять эти мизерные лепёшки деревенского хлеба и эти вяленые рыбки и принести их Ему. Через минуту Он совершит чудо, повергшее всех в изумление. Наверняка Он мог бы совершить его, никого не прося о помощи. Кто может умножить, сможет и сотворить из ничего. Однако Он хочет, чтобы в том даре, что Он преподносит нам, содержался также и наш дар. Если бы тот мальчик из толпы пожадничал и не дал другим своего хлеба, то, может, все эти тысячи ушли бы домой голодными? Может, и не было бы чуда? Но поскольку он великодушно отдал, что мог, Бог добавил остальное. Таким образом пять небольших лепёшек умножились для проголодавшейся толпы не только всемогуществом Иисуса, но и, в какой-то, ведомой только Богу, мере, также и щедростью маленького жертвователя. И так всегда. Так будет всегда. Должно так быть. Хоть Бог и не брал на Себя обязательство вмешиваться в земные дела, Он готов поспешить на помощь миру даже чудом, лишь бы в этом мире нашлись люди, которые «помогут» Ему в этом. Труд, доброта, жертвенность, самоотверженность и любовь отдельных людей никогда не бывают напрасными, они всегда будут замечены Богом и всегда обернутся пользой человечеству, даже если будут такими невзрачными и невидными, какими были те лепёшки хлеба и те худые рыбки, которые когда-то маленький галилейский мальчик пожертвовал Иисусу. Так что не будем уходить от обязанности работать для мира и людей, прикрываясь тем, что можем сделать немного. Бог смотрит не на то, сколько мы приносим, а на то, приносим ли что-нибудь. Кто может много, пусть много и делает. Кто имеет мало, пусть жертвует столько, сколько ему по силам. Не будем, сложа руки, ждать, что Бог, не оглядываясь на нас, сам чудесным образом утолит жажду человечества, изголодавшегося по счастью, миру, истине и любви. Ибо до нас через века доносятся, как предостережение, обращённые к ученикам слова: «Вы дайте им есть» (Мф. 14; 16). Так поищем же вокруг себя мальчишек, имеющих при себе пять хлебов и две рыбы. Поищем жертвенные сердца, которые поделятся с другими своими знаниями, своим опытом, своей копейкой или хлебом, а прежде всего – своей любовью к человеку. Если найдутся такие, Иисус, быть может, повторит чудо умножения и даром, который принесли немногие, одарит и спасёт от гибели тысячи тех, кто не принёс ничего. Мальчик-галилеянин, предоставивший в распоряжение Иисуса свой обед, не потерял, в принципе, ничего. И наелся в тот памятный день досыта. Давая другим, мы таким способом обеспечиваем и самих себя. Ведь Иисус сказал когда-то: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6; 38). Давайте проживём это воскресенье с осознанием нашей личной ответственности за мир и за другого человека. Но проживём его также и в радости. Маленькой деталью своего великого чуда умножения хлебов Иисус выдал каждому счастливую тайну: какой бы ты ни был бедный, про тебя не забыли. Ты нужен. И можешь многое. Любой твой дар будет замечен Богом и использован. Бог умножит его и одарит и тебя, и весь твой голодный, ожидающий спасения мир. Cвященник Станислав Подгурский |