|
Пролог07 2012
В один из дней вошел Христос с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? (Лк. 8: 22-25). Всякое Евангельское повествование имеет всегда два значения, два смысла. Одно – внешнее, всем понятное, а другое – внутреннее, глубокое, таинственное, сокрытое для многих. Так и нынешнее Евангелие по внешнему содержанию своему ясно для всех. А внутреннее его значение, быть может, и не для всех понятно. Постараемся же раскрыть его сокровенный, глубокий смысл. Море, по которому плыли апостолы во время бури, есть море житейское, мiр сей, – это окружающая нас жизнь с ее треволнениями, скорбями, нуждами и искушениями. Ученики плывут по морю, вокруг них бушует буря. Так и мы, плавая по морю житейскому, обуреваемся волнами скорбей и искушений, которые находят на человека от мiра, плоти и диавола. И когда постигают человека испытания, вздымаются волны искушений, он ищет повсюду помощи и нигде не находит; ему кажется, что всеми он оставлен – и Богом, и людьми. Приходит тогда человек в уныние, почти в отчаяние. А Господь близ есть. Он простирает нам Свою Божественную помощь. Он готов помочь нам всегда, каждую минуту, но нам трудно поверить в это. И многие, уже не веря в помощь свыше, совершенно отвергают эту Божественную помощь, перестают искать ее в Боге, ища ее лишь в средствах мiра сего. Некоторым же, когда они нигде не нашли себе помощи, – ибо суетно спасение человеческое (Пс.59: 13), – приходит мысль: быть может, попытаться еще раз прибегнуть к Богу, еще раз обратиться к средствам помощи Божественной? И, подобно апостолам, мы из глубины души взываем к Богу: Наставниче, наставниче погибаем, спаси нас. Надо знать, что Божественное о нас промышление не изымает нас совершенно от скорбей, не удаляет их от нас окончательно, и не избавляет нас от искушений, не исхищает от них, а подает силу, твердость и мужество переносить и побеждать их. Посмотрим на целый сонм святых угодников Божиих. Господь не изымал их от напастей, не избавлял от скорбей, но давал им твердую волю, крепкую надежду, чтобы не поколебаться им даже среди лютых испытаний. И, действительно, ничто не могло их поколебать, как говорит апостол Павел: Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч... ничто не может разлучить нас от любви Божией (Рим. 8: 35). Нам, впрочем, надо помнить, что беспечального места на земле не было и не будет никогда. Беспечальное место может быть только в нашем сердце. Если сердце будет полно любви Божественной, то оно будет беспечально, спокойно, и никакие скорби не будут страшны. Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться. Если Христос будет в сердце человека, если сердце будет полно Божественной любви, то никакое земное волнение не привлечет к себе наше внимание. Христос, эта Единая Истинная Нетленная Красота будет привлекать сердце человека превыше всех иных переживаний. Будем же, дорогие братья и сестры, всегда и везде, и особенно во искушениях прибегать ко Господу Иисусу Христу, взывать к Нему, искать помощи именно у Него, именно к Нему прилеплять свое сердце. Если мы будем прибегать к Богу, то Он посетит нас, войдет в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений и приведет нас незаблудно к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное. Аминь. Иеромонах Гавриил |