|
Пролог22 2013
Однажды к директору богословской школы в Афинах епископу Нектарию пришел незнакомый человек и попросил двадцать пять драхм, — ему надо было срочно вернуть долг, а денег не было. Сам директор такой суммой не располагал, его деньги давно уже перекочевали в карманы нуждающихся, но в школьной кассе имелась как раз необходимая сумма. «Кости, — обратился Нектарий к казначею, — дай этому человеку денег, они ему очень нужны». Казначей не растерялся: «Лишних денег нет… Еще только начало месяца!» «Поищи, поищи, — мягко настаивал директор, — Бог велик!» Кости скрепя сердце повиновался и выдал деньги. В тот же день к владыке Нектарию обратились из Афинской архиепископии с просьбой совершить таинство венчания, после чего вручили 100 драхм. Передавая их в школьную кассу, директор сказал казначею: «Мы, люди, не имеем ничего, а Бог обладает всем, и Он печется о нас...» Епископ Нектарий знал по опыту то, о чем говорил. Отеческую любовь Божию, непрестанно заботящуюся о всех, даже самых малейших нуждах свои чад, и особенно о тех, которые, по Евангелию, «ищут прежде всего Царствия Божия» он познал с самого раннего детства. Когда 14-ний Анастасий Кефалас (мирское имя святителя Нектария) в 1860 году отправился из своей бедной фракийской деревушки в Константинополь, чтобы заработать на учебу в богословской школе, у него было ни монетки. Благодаря снисходительности капитана ему удалось попасть на корабль без билета, но появление на палубе контролера повергло мальчика в ужас. «Что мне делать? — лихорадочно соображал Анастасий. — Что я ему скажу?» Лгать он не мог и решил сказать правду. Когда контролер спросил у Анастасия билет, он ответил: «Я беден. У меня нет денег. Я уехал от родителей, чтобы начать зарабатывать себе на жизнь и помочь родителям». Эти слова своей искренностью тронули сердце контролера, и он позволил мальчику ехать без билета. Анастасий радовался и благодарил Господа. В Константинополе Анастасий устроился на работу к торговцу табаком. Видя беззащитность мальчика, торговец часто не платил ему и положенного, совсем небольшого, жалования. Оборванный и голодный, не зная, где взять средств на жизнь, мальчик решил обратиться к Самому Господу Иисусу Христу и написал Ему письмо: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя». На конверте он поставил адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса», и пошел на почту. «Куда ты идешь?», — остановил мальчика хозяин соседней лавки и, заметив у него в руках письмо, предложил: «Давай мне, я его отправлю». Подходя к почте, сосед случайно взглянул на адрес и оторопел. Не в силах удержать любопытство, он вскрыл письмо и прочитал. Глубокая вера ребенка изумила его, и он тут же написал ответ, приложил деньги и послал Анастасию, а тот возблагодарил Господа, не оставляющего Своей заботой всех, кто надеется на Него. Детской мечтой святителя Нектария была профессия учителя. Он хотел приложить усилия к тому, чтобы как можно больше людей узнали о том, что действительно полезно и прекрасно. Разумеется, не себя он считал источником знаний. Началом всякого подлинного блага для него был только Бог, а сокровища Божией мудрости он находил в текстах Священного Писания и святых отцов Церкви. Еще работая в табачной лавке, Анастасий стал выбирать из книг понравившиеся ему мысли и писал их на сигаретной бумаге, чтобы покупатели перед тем, как покурить могли прочитать нечто душеспасительное. Вскоре желание учиться и учить других истинной мудрости исполнилось. Анастасий стал наставником в школе братства Гроба Господня — общества монахов Иерусалимской Церкви. А когда ему исполнилось двадцать лет, он уехал на остров Хиос, чтобы преподавать в сельской школе. Семь лет Анастасий проработал школьным учителем. Среди его учеников были не только дети, многие взрослые приходили на просветительские беседы о христианском благочестии, которые он устраивал в деревнях острова. Слова свои Анастасий подкреплял примером личной добродетельной жизни по заповедям Евангелия. Свободное от занятий в школе время он проводил в уединенной молитве, созерцании и писании книг. На Хиосе с Анастасием произошел случай, который хорошо показывает его духовный настрой. По хозяйству ему помогал мальчик, который делал покупки и готовил пищу. Однажды мальчик по рассеянности забыл на огне кастрюлю и ее содержимое сгорело. Анастасий разгневался и дал ему в наказание два подзатыльника, но тут же раскаялся, попросил у Бога прощения, а в качестве наказания себе — потерю вкусовых ощущений. Бог принял покаяние и исполнил просьбу — с того дня святитель Нектарий уже никогда не различал вкуса пищи. Во время жизни на острове Анстасий часто посещал монастырь Неа Мони, основанный в XI веке византийским императором Константином Мономахом. Своего внутреннего человека Анастасий уже давно сделал монахом, посвятив Богу все силы души, поэтому стать монахом внешне было для него делом естественным. 7 ноября 1875 года игумен Неа Мони постриг его в монашество. Монастырская жизнь в труде и молитве вполне соответствовала желаниям будущего святителя, одно время он даже подумывал переселиться на Святую гору Афон, чтобы стать отшельником, но Господь призвал его на другое служение и монашеские подвиги ему пришлось нести посреди шумного мира. Благодаря содействию одного состоятельного человека — благодетеля острова Хиоса, Нектарию представилась возможность продолжить свое образование. Позднее этот человек познакомил его с патриархом Александрийским Софронием, который отнесся к нему с благосклонностью и посоветовал отправиться в Афины для прохождения курса богословия в университете. В 1885 году по завершении курса монах Нектарий вернулся в Александрию. Добродетельная жизнь, расположение и поддержка патриарха обеспечили ему быстрое восхождение по ступеням церковной иерархической лестницы. Уже в январе 1889 года архимандрита Нектария посвятили во епископа Пентапольской митрополии — обширной области Восточной Ливии. Это был очень высокий пост. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни святителя Нектария. Вот что он писал одному монаху в ответ на поздравительное письмо: «...Ваше смирение внушает вам чувство неравенства между собой и мною из-за моего епископского сана. Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимоотношения всегда остаются теми же самыми. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером смирения. Если епископ призван быть первым, то именно в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех. А если он последний из всех, то в чем же его превосходство? Мы, дорогой мой, мы испытываем ощущение нашего недостоинства и нищеты и не смеем сравнивать себя с последним монахом, ведущим аскетический, святой образ жизни. Уверяю Вас, что ежедневно завидую тем, кто посвятил себя Богу, кто живет, продвигается и существует в Нем. Что может быть поистине почетнее и светлее такой жизни? Это она искусно трудится над воссозданием образа, чтобы сообщить ему его первозданную красоту. Это она ведет к блаженству». Однако стремительная карьера «новичка» вскоре стала вызывать сильнейшее неудовольствие у лиц из близкого окружения патриарха. В митрополите Нектарии видели претендента на патриарший престол, и не без оснований. Однажды на приеме у патриарха в адрес митрополита Пентапольского прозвучали пожелания стать со временем Александрийским патриархом, на которые Нектарий ответил с подлинным монашеским смирением — кротко поблагодарив. Впоследствии это ему было поставлено в вину, поскольку он не выразил вслух своих протестов, а значит, по мысли недоброжелателей, считал себя достойным патриаршества и готовился к захвату апостольского престола. Для низложения святителя Нектария была использована клевета. Патриарху Софронию внушили, что благочестие митрополита Пентапольского — лицемерное, что за образцовой внешностью скрывается сердце змеи, исполненное преступных и честолюбивых замыслов. На этом клеветники не остановились. Среди паствы стали распространяться самые нелепые слухи о развратном поведении митрополита. В итоге святитель Нектарий был лишен митрополичьей кафедры и выслан из Египта. Подобно Иисусу Христу на суде у Пилата, святитель Нектарий не пытался оправдываться или защищаться. Господь дал, Господь и взял (Иов. 1, 21), — говорил он по примеру ветхозаветного Иова. Святитель переносил тяжкое искушение спокойно, твердо веруя в то, что послано оно ему любящим Господом для его же блага и славы Божией. В одном из писем духовным чадам он объяснял духовный смысл скорбных событий: «Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться, и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью. Искушения приносят смиренномудрие. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Доверьтесь Богу Благому, Крепкому, Живому, и Он препроводит вас в место отдохновения. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь». Перед отъездом из Египта Господь послал Своему верному служителю самую большую радость, которую, наверно, может иметь христианский пастырь. Около тысячи верующих написали своему епископу благодарственное письмо, в котором говорилось: «Преосвященнейший Владыко, Ваше решение покинуть Египет глубоко взволновало и опечалило нас. Мы рассматриваем Ваш отъезд как невосполнимую потерю. Этим фактом Александрийская Церковь лишается одного из самых замечательных иерархов, а местная община — своего епископа, усилия которого в неутомимом служении добру высоко ею ценились. Не однажды нам приходилось убеждаться в цельности Вашей личности, во множестве Ваших уникальных пастырских добродетелей, благодаря которым Вы сумели многим внушить любовь и уважение. Помощь, которую Вы с готовностью оказывали всем кто бы ни обращался к Вам за нею… Ваши писания, вызванные к жизни заботой о созидании христианских душ, свидетельствуют о благородных намерениях Вашего доброго и великого сердца, о истинной любви христианской. Мы еще и еще раз повторяем Вам, нас очень печалит Ваш отъезд. Он привносит в наши сердца ощущение некоей пустоты, и мы считаем для себя великим моральным ущербом разлуку с самым лучшим и активным служителем Церкви и с самым любимым епископом. Пути Господни неисповедимы! Мы посылаем Вам самые добрые и теплые пожелания наших сердец, взращенных Вашими исключительными христианскими добродетелями. Убедительно просим Ваше Преосвященство никогда не забывать в Ваших святых молитвах нас, искренне любящих Вас друзей...». 3 мая 1890 года святитель уехал в Афины. Но и там перед ним повсюду закрывались двери, повсюду за ним следовала вражда Александрии. Никто не брал на себя смелость защищать опального митрополита. Владыка Нектарий решает исполнить свое давнее желание: удалиться на Святую Гору Афон и вести там отшельническую жизнь. Но вокруг него уже сформировался довольно большой круг духовных детей, которые просили не оставлять их. Любовь к ним победила и святитель Нектарий решил остаться в миру. Основой своей жизни он избрал нестяжательность, молитву и любовь. В Афинах в то время даже появилась поговорка: «Деньги и митрополит Пентапольский — вещи несовместные». Все свои деньги гонимый епископ раздавал нуждающимся или издавал на них богословские сочинения. По его собственному выражению, в греческой столице святитель был лишен всякого человеческого утешения, порой не имея даже хлеба, и влачил самое жалкое существование. Крайне тяжелое материальное положение заставляла святитель Нектария обиваnm пороги Министества по делам религий в поисках назначения на место проповедника. Однажды после очередного отказа он встретил на министеркой лестнице мэра Афин. Тот поинтересовался о делах епископа Нектария. «Я просил министра назначить меня проповедником куда-нибудь в провинцию, — рассказал епископ. — Он ответил мне, что, несмотря на огромную нужду в хороших проповедниках, он не мог удовлетворить мою просьбу, поскольку у меня нет греческого подданства». Действительно, родившийся во Фракийской Селибрии, святитель Нектарий был турецким гражданином и по законам того времени не мог претендовать на греческое подданство. Но все же мэр отправился вместе со святителем к министру, и в тот же вечер он был назначен проповедником на остров Эвбею. Слухи о благочестивой жизни Пентапольского митрополита — скромного провинциального проповедника дошли со временем и до Греческого королевского дворца. Благодаря личному ходатайству королевы Ольги, святитель Нектарий возглавил афинскую богословскую школу имени братьев Ризари, которая готовила юношей к принятию священнического сана. Эта гимназия основана в начале XIX века купцами Ризариями, долгое время жившими в России. Святитель Некатрий был необыкновенным директором с весьма своеобразным подходом к воспитанию. Так, например, за драку учащихся он как-то наказал себя трехдневным постом. И это подействовало! Драчуны покаялись. Однажды служащий, занимавшийся в школе уборкой и хозяйством, заболел и попал в больницу. В те времена в Греции не существовало социального страхования, и бедняга боялся потерять работу. Едва оправившись от болезни, он пошел в школу и застал ее в идеальном порядке и чистоте. Дома он сказал жене, что на его место назначили кого-то другого. Жена посоветовала ему сходить в школу еще раз и поговорить с тем, кто его замещал. На следующий день он пришел к пяти часам утра в школу и увидел своего «заместителя», которым оказался... святитель Нектарий, подметавший уборную и говорящий при этом: «Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать». Когда святитель увидел своего подчиненного, то подозвал его и сказал: «Не удивляйся, а выслушай. Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления. Ты только что выписался из больницы и не сможешь работать по крайней мере еще два месяца. Что же тебе делать? Если тебя уволят, как ты будешь жить?.. Поэтому я помогаю тебе. Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел...» Среди духовных чад святителя Нектария были девушки, которые желали стать монахинями, но не решались уйти ни в один из действующих монастырей, чтобы не лишиться возможность общаться с духовным отцом. Святитель взял их под свою опеку и стал искать место, подходящее для устроения монашеской общины. Немало попутешествовав, он приехал в 1904 году на остров Эгину, расположенный в двадцати семи километрах от Афин. Эгина показалась ему идеальной для монастыря. В шести километрах от Эгинского порта святитель Нектарий обнаружил развалины древнего монастыря в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник. На собственные скудные средства и на пожертвования благотворителей святитель Нектарий приобрел развалины старого монастыря, восстановил и расширил монастырский храм, посвятив его Святой Троице, выстроил жилые помещения. С каждой сестрой, желающей поступить в монастырь, святитель Нектарий беседовал лично. По его словам, надо было «узнать, горит ли она божественной любовью, любит ли всем сердцем молитву, много ли в ней любви, сильной любви. Готова ли она на самоотречение. Способна ли отказаться от собственной воли и принять волю своей ближней. Может ли делать то, против чего восстает ее воля. Способна ли не оспаривать и подчиняться приказам, не артачась. Готова ли сказать Господу: Не как я хочу, а как Ты (Мф. 26, 39). Может ли переносить испытания. Обладает ли твердым упованием на Промысел и на покровительство Божие. И наконец, не вдаваясь в дальнейшие подробности, способна ли она до захода солнца все простить остальным сестрам исключительно ради заповеди любви. Если она со всем этим согласна, то пусть исповедует это перед всеми сестрами и перед иконой Спасителя в храме». В общежительных монастырях главной трудностью являются конфликты и взаимные неудовольствия. Но в то же время именно столкновения характеров, сложности в отношениях являются самым кратким и удобным путем для приобретения христианской любви. Хорошо это понимая, святитель Нектарий тщательно разбирал все ссоры и обиды сестер: «Не позволяй чувству неприязни завладеть тобой, — убеждал он одну из монахинь. — Это враг сеет в тебе ненависть к возлюбленной тобою сестре и матери Х. Он стремится искоренить в тебе чувства признательности к ней за все, что она сделала для твоей души, превратив их в ненависть. Знай, что в глубине твоего сердца коренится любовь к добрейшей Х. Движимый завистью и желанием отомстить за Х., враг старается искоренить твою любовь к ней. Пойми хорошо, что твоя обида идет от протестующего сердца, стремящегося отбросить эту чуждую ему неприязнь, а поскольку ему это не удается, оно проникается обидой. Вот почему твое состояние столь печально. Враг прилагает усилия, чтобы лишить тебя радости и любви, чтобы нарушить мир твоей души. Мужайся, однако, не отчаивайся, ибо с нами Бог. Бог не попустит твоего поражения. Но ты должна признать, что и ты частично виновата, ибо даешь своим мыслям вводить себя в заблуждение. Пренебрегая молитвой, ты оставляешь свое сердце совершенно беззащитным. Молю тебя, непрестанно повторяй молитву и не давай мыслям овладеть собой. Не позволяй своему сердцу уступать приступам злобливости». Первое время после возобновления монастыря святитель жил в Афинах. Еще несколько лет назад все двери перед ним были закрыты, а теперь он думал, какой из открывшихся ему путей избрать. Жители нескольких провинций посылали в Синод просьбы поставить им епископом святителя Некатрия. В конце концов, сам святитель решил, что если Синод утвердит его епископом на остров Эвбею, то он направится туда, если же нет, то переселится окончательно на Эгину. Священный Синод отказал жителям Эгины. Святитель Нектарий расценил это как проявление воли Божией, взял отставку в Школе Ризари и в 1908 году переехал в Эгинский монастырь. Он принялся за благоустроение обители, ходатайствовал о придании ей независимого административного статуса. Ежедневно святитель Нектарий проводил с монахинями занятия по догматике, этике и аскетике христианства, писал богословские сочинения. Святитель любид физический труд, как наиболее благоприятный в нравственном отношении: он копал грядки и ухаживал за садом, ходил далеко за водой для полива, носил камни для строительства келий, шил обувь для монахинь. Но и здесь, в «возлюбленной обители», святителя ждало немало испытаний. Так, однажды в монастырь попросилась жить 18-летняя девушка, которая искала убежища от собственной матери, не дававшей ей жизни своими несправедливыми обвинениями в разврате. Посоветовавшись с Афинским митрополитом, святитель Нектарий взял девушку под опеку, чем привел ее мать в ярость. Она отправилась в Афины к судье и стала гнусно клеветать на святителя, говоря, что он сделал из монахинь своих любовниц, а нажитых с ними детей бросает в колодец. Судья возмутился, явился на Эгину в сопровождении жандармов, оскорблял святителя и угрожал ему. Но тот оставался спокойным, кротко и ласково говорил с судьей, сам принялся варить ему кофе. Когда судья удалился с угрозами, инокини стали говорить, что надо пожаловаться куда-нибудь, где-то поискать защиты. «Я давно учу вас, — ответил им святитель, — что Бог руководит всем и что ничего не происходит без Его воли! А вы теряете терпение? Не возмущайтесь и благословляйте Имя Господне. Лучше молитесь за этого человека, Господь был распят и за него». Вскоре дело благополучно разрешилось. Девицу вызвали в суд и отправили на обследование к врачу, который констатировал ее целомудрие. Что касается судьи, то он серьезно заболел и, поняв причину, поехал на Эгину просить у святителя прощения. Святой Нектарий сразу же простил его и судья поправился. Слава о святителе как о заступнике, благотворителе и просто очень добром человеке, у которого всегда можно найти понимание и поддержку распространилась по всему острову. В трудных обстоятельствах эгинские жители шли к нему и просили заступничества перед Богом и людьми. Святитель любил Эгину и всячески старался ее благоустроить. Например, в 1906 году он подарил для украшения острова пять тысяч деревьев. Когда Святитель выезжал в город, жители выходили из своих домов, чтобы попросить его благословения. Каждый раз при служении литургии он выходил из храма и благословлял остров крестообразно во все четыре конца, молясь об изобилии плодов земных и о плодородии полей. И действительно, в течение двенадцати лет, которые святитель Нектарий прожил на Эгине, поля были очень плодородны, а фрукты изобильны. Так и по сей день от жителей острова можно услышать такие рассказы, а иконы или фотографии святителя Нектария висят в каждом доме, каждой таверне или лавочке. Святитель Нектарий жил в Эгинском монастыре до самой смерти. В августе 1920 года он провел две недели в Хрисолеондийском монастыре, расположенном в горах неподалеку от Троицкого монастыря, молясь перед чудотворной иконой Божией Матери, чтобы Господь дал ему время жизни для довершения дел с монастырем. Молитву он закончил словами: «Да будет воля Твоя!» и вернувшись в монастырь слег с жесточайшим приступом. Вскоре болезнь усилилась до такой степени, что святитель согласился переехать в Афинскую больницу. Его пометили в третьеразрядную палату, поскольку никто не мог поверить, что он епископ. «Маленький старичок» провел два месяца в ужасных страданиях, не переставая воздавать хвалу Богу и благодарить Его. Измученный раком, в воскресенье 21 ноября 1920 года, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, причастившись Святых Христовых Тайн, святитель Нектарий с миром отошел ко Господу. Когда по палате распространилось благоухание, работники больницы наконец поняли, кем был этот старичок. На Здесь же в палате лежал парализованный человек. Когда тело святителя готовили к перевозке на Эгину, с него сняли верхнюю одежду и положили на кровать парализованного, который тотчас поднялся, воздавая хвалу Богу, даровавшему ему исцеление. Так Господь явил святость Своего раба и прославил его первым чудотворением. После этого в палату, где почил Святитель, никого не клали в течение шести месяцев, настолько сильно она благоухала. Сегодня в ней размещено служебное помещение под названием «Палата святителя Нектария». Все жители Эгины собрались в порту, чтобы встретить своего святителя. Траурный колокольный звон разносился по всему острову. Народ и духовенство сопровождали гроб до Свято-Троицкого монастыря. Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома, крестьяне уходили с полей, чтобы проститься со святителем, и один столетний старик причитал в горе: «Остров лишился источника своей радости». До самого монастыря люди несли гроб на руках, и каждый почитал это благословением. Те, кто нёс гроб, рассказывали, что одежда их стала благоуханной, и они благоговейно повесили её в шкафы как святыню и уже больше не надевали. К лику святых Православной Церкви святитель Нектарий был причислен спустя сорок лет — 5 ноября 1961 года. И уже в 1990-е годы Александрийского патриарх Петр сделал официальное заявлении о снятии всех обвинений со святителя Нектария. Святость и правда Божия восторжествовали, а мимолетное преобладание зла было силой Божией обращено к большей славе праведника. |