В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

13 2014
13 августа - день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и иже с ним убиенных

«…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» — это краткое слово было произнесено в зале судебного заседания митрополитом Вениамином Петроградским. В нем было все: и выражение отношения к суду, представлявшему собой тщательно продуманный спектакль с видимостью соблюдения законности, и указание на истинные причины возбужденного в отношении Владыки процесса — ненависть новой власти к Церкви, и свидетельство веры.

Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило официальной причиной ареста? После окончания гражданской войны, в 1921 г., Россию охватили необыкновенные разруха и голод. Это-то и послужило поводом для новых гонений на Церковь под предлогом «похода пролетариата на церковные ценности». Новый лозунг соответствовал общему духу политики большевистского правительства. Первым серьезным ударом для Православия стала расправа чекистов над митрополитом Киевским Владимиром, учиненная в январе 1918 г. в стенах Киево-Печерской Лавры. Митрополита Владимира арестовали поздним вечером и расстреляли за оградой монастыря без суда и следствия никому не известные вооруженные люди во главе с комиссаром-матросом. Большевистский террор был прообразом зарождающейся «социалистической законности». Последующие этому событию «мероприятия» приобрели более систематический характер. Своеобразным законодательным «основанием» для продолжения преследования верующих послужил выпущенный еще в 1918 г. декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который воспринимался представителями власти на местах как сигнал к повсеместному уничтожению Русской Православной Церкви и ее служителей, а так же к разграблению церковного имущества. В 1921 г. последовала новая волна гонений.

Изъятие церковных ценностей в Петрограде началось в марте 1922 г. При всей очевидной беззаконности этой меры, митрополит Владимир занял позицию, единственно-возможную для христианина и связанную с евангельскими заповедями. В Нагорной проповеди Иисуса Христа есть слова, имеющие непреходящий смысл: «…и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку»(Лк.6,29). Условие непротивления насилию является одним из оснований христианской веры. В то же время, нравственный закон требует от христиан оказания милосердия, то есть действенной помощи нуждающимся. Являя пример христианской любви и, в то же время, свидетельствуя о мирном духе Церкви, митрополит Вениамин благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих. Таким образом, решение владыки Вениамина не имело ничего общего со слабостью, оно было исполнением пастырского долга.

Личная скромность и нестяжательность митрополита Вениамина были хорошо известны в Петрограде. Родившийся в семье сельского священника Андреевской волости Каргопольского уезда, Василий Казанский — таково было мирское имя Владыки Вениамина — с детский лет не понаслышке знал о том, что такое нужда и бедность. Не случайно, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, Василий стремился к «отверженным», участвуя в делах благотворительности и деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», действовавшего, в основном, в рабочей среде. Его не надмило и принятие святительского сана (24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен в епископа Гдовского, Петербургского викария): владыку часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно обычный приходской священник, в рясе, без знаков епископского сана. Там, в семьях бедняков, ему приходилось то крестить ребенка, то напустствовать умирающего. Немало усилий приложил он и к тому, чтобы опустившиеся, всеми презираемые женщины поднялись со «дна» общества и имели возможность к исправлению. Участие владыки Вениамина в деятельности «Общества Пресвятой Богородицы» способствовало тому, что многие, казалось, безнадежно потерянные души раскаялись в греховной жизни.

Евангельская простота, отзывчивость и сердечность владыки Вениамина располагали к нему сердца простых людей. Он был искренне любим паствой. Люди называли его «наш батюшка». Когда в 1917 г. правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян, в некоторых епархиях это стало причиной нестроений и разногласий, в Петрограде же выборы прошли на редкость спокойно — подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. 6 марта он был избранн архиепископом Петроградским и Ладожским, а 13 августа при одобрении паствы владыка Вениамин был назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.

Слова владыки Вениамина, обращенные к инициаторам компании по изъятию церковных ценностей: «Мы все отдадим сами» — были совершенно искренни. Препятствием богоборческой власти было не противодействие Церкви, а, как раз, ее непротивление и личности таких архиереев, как митрополит Вениамин Петроградский, епископ Илларион Верейский, митрополит Серафим Чичагов. Их облик, человеческие качества, глубокая образованность и христианское смирение составляли слишком заметный контраст облеченному силой невежеству представителей новой власти. Вот почему провоцируемый властями конфликт с Церковью, как правило, носил острый личный, персонифицированный характер. Петроградские чекисты не только не пожелали прислушаться к голосу владыки Вениамина, объявив о том, что ценности будут изъяты в формальном порядке как «принадлежащее государству» имущество, но и предприняли меры к тому, чтобы «нейтрализовать» авторитет владыки Вениамина среди верующих. Поводом к расправе над владыкой послужило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Ленинградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола: они обвиняли близких к Святейшему Патриарху Тихону архиереев в сопротивлении изъятию церковных ценностей и контрреволюционном заговоре против советской власти. Таким образом, дело было представлено так, словно позиция владыки Вениамина противоречит устремлениям «прогрессивной части» верующих, а политика партии «не имеет антицерковной направленности». Организация движения обновленчества имела целью вытеснение Православия спекулятивной организацией, сохраняющей лишь видимость церковного здания, по существу, лишенной благодати церковных таинств и лояльной по отношению к новой власти. Удар, предназначавшийся митрополиту Владимиру, был частью рассчитанной политики уничтожения Русской Православной Церкви.

В истории христианства было достаточно подобных примеров. И каждый раз, когда ложь прикрывается соображениями «политической необходимости» и «соблюдения законности», Истина свидетельствует о себе подвигом одного или нескольких исповедников. Так было и в 1922 г. И процесс, и суд владыка Вениамин использовал как возможность еще раз свидетельствовать о верности всей Православной Церкви закону любви, принесенному на землю Иисусом Христом, и смиренно принял обвинительный приговор, как Крест, соединяющий его со Спасителем. 5 июля митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. Через семьдесят лет, вместе с тысячами русских исповедников, постарадавших в 20-е – 30- е гг., они были прославлены Церковью в сонме новомучеников и исповедников российских.

По материалам православных интернет-ресурсов

Закон Божий


Яндекс.Метрика