|
Пролог02 2014
С сегодняшнего воскресенья (или по-славянски — недели), которое называется неделей о Закхее (по евангельскому чтению с рассказом о Закхее), начинается, братья и сёстры, постепенное приготовление к Великому Посту. А вслед за Великим Постом идёт Пасха, Воскресение Христово, Светлый праздников праздник. Следовательно, с сегодняшнего дня начинается постепенное приготовление к празднованию Святой Пасхи. А Пасха — значит переход от одной жизни к другой, к встрече с Богом в другой жизни. С этого дня мы начинаем постепенно приготавливаться к этому празднику встречи с Богом, братья и сёстры! И потому-то сегодня и читалось Евангелие о Закхее, что оно ставит нас перед образом приближения к Богу. Как Закхей приближался к Господу Иисусу Христу и встретился с Ним, так Церковь рекомендует и нам с вами приближаться к Богу для встречи с Ним. Как же именно? Как Закхей шёл к Господу, как он приближался, как встретился с Ним? Закхей был очень богатым человеком. Он был мытарь, собиратель налогов с населения. Но только собирал он эти налоги, братья и сёстры, среди своего еврейского народа не для собственного государства, не на нужды, следовательно, этого народа, а для завоевателей, для римлян. И поэтому-то мытарей, этих собирателей налогов, тогдашние иудеи не любили. А завоеватели платили им большие деньги. Богатство, которое приобретал мытарь, а в особенности их начальник, было огромным... Поэтому совесть не могла не мучить такого мытаря, если в нём она как-то ещё оставалась, если он был не таким уж плохим человеком. Вот этот самый Закхей — богатый начальник мытарей, захотел увидеть Иисуса Христа, зная, что Он будет сейчас проходить где-то здесь. И вместе с толпой, которая шла по улице, отправился к месту, по которому должен был проходить Иисус Христос. Закхей, братья и сёстры, захотел увидеть Христа. Нужно захотеть встретить, увидеть Христа! А как он захотел?.. Может быть, из любопытства?.. Вряд ли — из любопытства! Всё то, что мы знаем о Закхее из Евангелия, говорит, что это было не простое любопытство. Он выбежал из толпы, отошёл в сторону и поспешил вперёд — опередить этих людей. Чтобы приблизиться к Господу, нужно пожелать Его встретить, увидеть и непременно, братья и сёстры, нужно отойти в сторону, отстраниться от толпы, которая и нас окружает, как и Закхея окружала, от толпы, с которой и мы идём по жизни, и от той толпы страстей в нашем сердце, в наших душах, в нашем уме. Нужно во-первых, захотеть увидеть Господа, и от этой толпы в сторонку отойти, потом поспешить вперед-вперед!.. Закхей был человеком низкого роста. А мы с вами — великаны в духовной нашей жизни?.. И мы с вами — малорослые люди! Обязательно надо поспешить вперёд и, притом, постараться подняться над обычным житейским, людским уровнем. Надо постараться, как Закхей, стать ростом выше себя... Поспешив вперед, он увидел дерево и стал карабкаться на него, чтобы оказаться повыше, и оттуда, с высоты, увидеть Христа, который сейчас пройдет... Понимайте это и в отношении к себе иносказательно: нужно обязательно постараться повыше себя стать, подняться «над» тем, что толпится в наших душах, наших умах, наших сердцах, наших чувствах. Этот поступок Закхея, братья и сёстры, был довольно-таки смешным: богатый человек, всем известный, сначала отходит в стороночку от людей, среди которых идёт, и которые его, конечно, знают, потом бежит вперёд и карабкается на дерево. Смешно?.. Но каково было желание этого Закхея! И, может быть, наше с вами желание встретиться с Иисусом Христом, с Господом, может быть, оно тоже покажется странным, даже смешным некоторым людям вокруг нас, толпе, среди которой мы живём, среди которой движемся... Не надо бояться — говорит нам Церковь в сегодняшнем евангельском чтении — этого смешного положения. Нужно идти именно так, как шёл Закхей на встречу с Господом. И тогда непременно услышим и мы, как услышал Закхей: «Слезай скорее с дерева! Я сегодня буду у тебя в доме». Закхей слез с дерева и пошёл домой. И Господь пришёл к нему в дом, и здесь-то и произошла настоящая встреча с Господом Иисусом Христом. Здесь Закхей и услышал удивительные слова о том, что будут спасены и он, и весь дом его. И тогда произошёл какой-то переворот в душе Закхея, похожий на тот, что произошёл с другим человеком, встретившимся с Господом Иисусом Христом на несколько ином пути — с Савлом, который гнал христиан. Тогда Христос ему сказал: «Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?» В этот момент всё в нём перевернулось, он весь преобразился! Это было так же, как и с Закхеем, который пожелал отдать всего себя служению Христу, стать настоящим христианином. Он сказал Господу: «Я, такой богатый человек, отдам половину своего богатства нищим, а тем, кого я обидел, я вчетверо всё возвращу за их обиды!» Что-то с ним произошло, так он переменился внутренне. Таково было потрясение Закхея, подобное потрясению, пережитому Савлом, который стал Павлом. Братья и сёстры! Церковь нам сегодня напоминает, что для того, чтобы приблизиться к Господу Иисусу Христу, чтобы с Ним встретиться, нужно идти именно таким путём: сначала этого пожелать, потом выйти из толпы, поспешить вперёд и подняться вверх. Тогда непременно услышим то, что услышал Закхей. Господь войдет в дом нашей души, нашего сердца, нашего нутра. Закхей услышал, что Сын Человеческий пришёл «взыскать погибшее». Так и каждый из нас, погибающих в своих грехах, кто сознаёт себя погибающим и ищет спасения, непременно услышит те же слова. И непременно, силой, от Христа получаемой в момент встречи с Ним, будет спасён. Только хотим ли мы этой встречи, братья и сестры?.. Хотите ли вы для себя того, что пережили и Савл, и Закхей? А не боитесь ли таких внутренних перемен в себе, какие они пережили?.. Если вы будете добросовестно смотреть внутрь себя и искать ответа на этот вопрос, то, может быть, многие из вас скажут себе: «Боимся, это — страшновато, такая перемена, такая духовная революция... Нет! Я таких изменений уж очень боюсь, и поэтому остаюсь среди толпы и людской, и тех страстей, и тех чувств, и тех мыслей, которые толпятся внутри меня, в моей душе, в моем сердце.» Но Церковь зовёт нас на путь к будущей жизни, ко всем тем благам, которые ожидают человека не только здесь, но и там. Церковь сегодня уже зовет, приготовляет нас идти по этому пути к Пасхе, не бояться пережить то, что пережили и Закхей, и Савл! Это не страшно! Слова, которые они услышали, и один, и другой, они не страшны — они сладостны и спасительны! Аминь. Протоиерей Всеволод Шпиллер |