|
Пролог01 2014
В третьем веке, когда жестоко преследовали христиан, один знатный человек, по имени Полемий, приехал из Александрии в Рим для воспитания сына своего Хрисанфа. В Риме Полемия приняли с почётом, а император дал ему даже звание сенатора. Молодой Хрисанф стал учиться у лучших учителей того времени и, будучи от рождения весьма способным, быстро преуспевал во всех науках, и был очень прилежен в чтении. В числе прочих книг попалось Хрисанфу и святое Евангелие, которое прочёл он с огромным вниманием. Евангелие затронуло душу юноши, и он принялся изучать Слово Божие. Его доверие к прежним учителям поколебалось. Он понял, что если кто не знает ничего о Христе, тот вообще не знает ничего и лишь блуждает во тьме, так как без Христа все мы — как овцы, не имеющие пастуха. И тогда Хрисанф стал искать себе учителя, который мог бы наставить его в законе Христовом. Вскоре удалось ему познакомиться с христианским отшельником, что жил в уединённом месте и проводил время в посте и молитвах. Старцу очень понравился этот молодой человек. Всегда с большой любовью встречал он Хрисанфа, который напоминал ему евангельского юношу, спрашивавшего у Христа, какую жизнь ему вести для спасения души. У Хрисанфа так же было сильно желание узнать такой образ жизни, такой путь к спасению. Многие юноши живут, не задумываясь над тем, для чего им дана жизнь и чем она закончится. Но не таков был Хрисанф. При первой же встрече спросил он у старца отшельника о том, что бывает с человеком после смерти и неужели же одна судьба ждёт и злых, и добрых и почему одни живут в полном довольстве, тогда как другие — в бедности, и отчего так много зла на земле. На все эти вопросы святой отшельник ответил длинным рассказом: о сотворении мира Богом, когда было все — “добро зело”, о грехопадении первых людей, о болезнях и страданиях, которые возникли в мире из-за греха Адама и Евы. Потом старец рассказал Хрисанфу о Христе Иисусе, Который, будучи Сыном Божиим, сошёл на землю и научил людей верить в то, что они — дети Божии, что Бог любит праведников и жалеет грешников и не хочет, чтобы кто-либо из них погиб, но чтобы все спаслись, покаявшись. Ещё рассказал он, что всякому верующему в Иисуса Христа — Сына Божия даётся надежда воскреснуть и царствовать со Христом на веки вечные. Убедившись, что Хрисанф уверовал во Христа искренне, отшельник крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из купели крещения вышел Хрисанф обновлённый духом и полный любви к Богу. Он действительно отрёкся от сатаны и всех дел его и соединился со Христом. Хрисанф стал новым человеком. Когда его звали в языческий храм, он отказывался, говоря: — Что мне там делать? — Когда приглашали его разделить товарищескую пирушку, он отвечал словами апостола Павла: “Не увлекайтесь вином, — в нём заключён блуд”! — Всюду, где бы ни заходила речь о почитании богов, Хрисанф смело говорил, что боги эти — бесы, и что он как христианин никогда не согласится принести жертву им. Это дошло, наконец, до родственников Хрисанфа, и они сильно встревожились. — Смотри, что делает твой сын, — говорили они Полемию, — как бы не взыскали с тебя за его вину! Он хулит богов и говорит о каком-то Иисусе Христе, как о неком истинном боге. Если царь узнает о том, не спастись тебе от гнева царского, поскольку хулящий богов хулит и царя. Полемий встревожился. Он призвал к себе сына и принялся убеждать его держаться прежних богов и забыть о Христе; однако, видя, что слова здесь бессильны, решился он прибегнуть к более строгим мерам — запер Хрисанфа, надеясь лишениями и заключением отвернуть его от святой веры. Но эта мера ни к чему не привела; напротив, в уединении Хрисанф ещё усерднее предался молитве. Тогда родственники сказали Полемию: — Что ты делаешь?! Подобным средством не отвратишь ты сына от веры христианской. Христиане вовсе не боятся мучений: они охотно переносят страдания за своего Бога, а гонения лишь воспламеняют их усердие. Ты лучше окружи Хрисанфа роскошью и удовольствиями, и тогда, среди радостей мира, скорее позабудет он своего Бога. Полемий внял совету. Он богато украсил дом, освободил сына из заключения и окружил его всеми удовольствиями, какие только смог придумать: целый день не умолкали музыка и пение, дом наполнился молодыми людьми и девицами, столы ломились от роскошных блюд и дорогих вин, — одним словом, были приняты все меры, чтобы отвлечь юношу и привить ему любовь к наслаждениям. Но юный Хрисанф не поддавался искушениям, он просил помощи у Бога, и Бог помог ему устоять перед соблазном и сохранить чистоту души и твёрдость веры. Отец его уже было отчаялся, но тут ему вновь подсказали: — Есть в храме богини Минервы молодая девица Дарья. Она красива необычайно и умна, и уж она-то сумеет вернуть сына твоего нашим богам. Полемий попросил советчиков сходить к этой Дарьи и уговорить её выйти замуж за Хрисанфа. Дарья согласилась и тут же переехала в дом Полемия, который со слезами упрашивал её спасти сына. Дарья была удивительно хороша собой и делала всё, чтобы понравиться юноше. Она одевалась в лучшие наряды, старалась очаровать Хрисанфа блеском ума и привлечь ласковыми речами. Но Хрисанф, стремившийся всем сердце только к Богу, оставался равнодушным к обольщениям Дарии. — Девица! — сказал он ей однажды. — Как ты тщательно украшаешь себя, какое старание употребляешь, как попусту расточаешь сладкие речи, чтобы отвести душу мою от благого начинания и привлечь к себе сердце моё, которое полно совсем иной любви! Лучше бы направить тебе старание твоё на обретение благоволения вечного Бога, Иисуса Христа! Как теперь украшаешь ты тело своё многоцветными одеждами, так же укрась и душу свою чистотой и верой, и тогда обретёшь ты Самого Христа, Который уготовит тебе обитель вечную, впишет имя твоё в книгу жизни и даст тебе радость нескончаемую! С огромным изумлением слушала девица. Её ум и сердце не были ещё просвещены верой и истиной, не знала она о жизни вечной и, воспитанная в язычестве, верила, что счастье земное и есть цель жизни. Она стала было говорить о радостях жизни, о великих мудрецах языческих, которые изучили природу и знают много тайн. Но на все её увещевания Хрисанф отвечал словами христианской мудрости, и, наконец, свет истины озарил душу молодой язычницы. Она уверовала и пожелала стать христианкой. Тогда они уговорились вместе вести жизнь святую и вполне преданную Богу, и Хрисанф объявил отцу, что он соглашается на брак с Дарьей. Вскоре после этого Полемий скончался. Тогда Дария приняла святое Крещение, и стали они с Хрисанфом жить, отдавая себя полностью на служение Богу и ближним. Они поселились в двух отдельных домах, устроенных на подобии монастырей. В одном из них Дария принимала уверовавших девиц, молилась с ними и изучала Закон Божий. В другом — жил Хрисанф с новообращёнными христианами, которые, подобно ему самому, отреклись от мира и семейной жизни, чтобы целиком посвятить себя Господу. Так прошло несколько лет. В конце концов, римскому градоначальнику донесли, что Хрисанф и Дария проповедуют Христа. Велено было схватить Хрисанфа и его жену и предать их мучениям. Но Бог чудесно охранял Своих служителей: крепкие узы, которыми пытались связать их, сами собой развязывались, а железные оковы распадались. И всё-таки врагам удалось схватить Хрисанфа. Когда же бросили его в мрачную темницу, темница вдруг озарилась необыкновенным, неземным светом. Испуганные сторожа донесли об этом трибуну Клавдию, и тот пришёл лично убедиться, так ли это. Приписывая чудо исключительно волшебству самого Хрисанфа, трибун сказал ему: — Оставь волшебство твоё, — оно от ложной веры. Поклонись богам, как прилично всякому человеку. — Неужели ты не понимаешь, — ответил ему на это Хрисанф, — что мне помогает не волшебство, а сила Божия? Ты скоро поймёшь это, так как Господь ищет и твоего спасения! Между тем Клавдий приказал привязать Хрисанфа к столбу и жестоко бить его суковатыми палками. Но удары палок не оставляли даже следов на теле св. мученика. Все были поражены, и Клавдий, наконец, понял, что Хрисанфа охраняет сила свыше. Он приказал воинам: — Перестаньте мучить его. Я понимаю теперь, что Бог его велик и силён. Нам нечего больше делать, как только просить у Него прощения за принесённые Ему оскорбления. — И, упав вместе со всеми присутствующими воинами к ногам святого мученика, Клавдий произнёс: — Воистину, Бог твой — единый и всемогущий Бог. Умоляем тебя, приведи и нас к Нему, сделай нас Его рабами! Хрисанф начал объяснять им, что Бог близок ко всякому человеку, кто ищет Его сердцем; он говорил о могуществе Бога, о милосердии и благости Его. Все слушали с великим вниманием, а потом стали приводить и родственников своих. Через несколько дней множество язычников перешло на сторону истинной веры. Сам Клавдий, жена его Илария, два сына и многие другие из воинов приняли святое Крещение. Это дошло до слуха императора. Он приказал Клавдия утопить, а его семью и остальных новообращённых воинов казнить. Все они были усечены мечом, но с радостью приняли смерть свою. Между тем Хрисанфа и Дарию предали новым мучениям, но, как и прежде, сила Божия охраняла их, и знамения, которые Господь являл ради них, привели многих язычников к истинному Богу. В конце концов, Хрисанфа и Дарию вывели за город и закопали живьём в землю. Часто потом христиане собирались на том месте, где были заживо погребены эти святые мученики. Одно только пребывание на святом месте чудесным образом исцеляло больных. Епископ Александр (Милеант) |