|
Пролог30 2014
Преподобный Алексий родился в Риме, в семье благородного вельможи, сенатора, человека очень знатного и богатого. Родители его были по-настоящему и нелицемерно благочестивыми людьми. В доме отца святого постоянно были накрыты столы для нищих, сирот, вдов и путников. Сам вельможа не гнушался обедать за этим столом с представителями самых низких слоев общества. Мать Алексия также не отставала от мужа в делах милосердия. У супругов, однако, долго не было детей. Алексий был буквально вымолен у Бога и стал единственной надеждой и утешением своих родителей. Святой получил прекрасное образование. Со своими незаурядными способностями, проявленными во время обучения, и знатным происхождением он легко сделал бы карьеру, которую ему прочили родители. Однако юноша стремился к другому: он хотел всю свою жизнь посвятить Богу, чтобы ничто не отвлекало его от жизни во Христе. В монастырь, где это желание бы осуществилось, родители его, единственного сына и наследника, разумеется, по доброй воле не отпустили бы. Более того, против желания Алексия они женили его на очень знатной, красивой и добродетельной девушке. Тогда юноша, очевидно, не без внушения свыше, решился на смелый, можно даже сказать, отчаянный поступок. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул родительский дом. Претерпев много трудов и приключений, святой добрался до Эдессы в Сирии, где находился Нерукотворный образ Спасителя. Там, одевшись в лохмотья, он поселился в притворе храма Пресвятой Богородицы. День и ночь святой молился и настолько отрешился от всего земного ради общения с Богом, что довольствовался в день куском хлеба и кружкой воды. Даже милостыню, которую ему подавали, он раздавал другим нищим. Отец Алексия, естественно, тут же отправил своих слуг на поиски сына. Они были и в Эдессе, но не узнали Алексия, настолько он стал не похож на того богатого, подающего большие надежды юношу, которого они знали в Риме. Прошло 17 лет, когда Сама Пречистая Богородица явилась во сне церковному сторожу и открыла, что нищий Алексий есть человек Божий, и «как солнце освещает мир, так воссияла жизнь его пред ангелами». Жители Эдессы стали весьма почитать святого. В свое время Алексий покинул родительский дом, чтобы избежать мирской суеты и славы, отвлекающей от жизни во Христе, — они настигли его неожиданно там, где меньше всего можно было ожидать, на занятой нищими паперти храма в далекой Эдессе. Святой снова должен был бежать. Корабль, на котором плыл святой, попал в шторм и пристал к берегу недалеко от Рима. Алексий принял это как знак Божий и поселился в сенях дома своих нищелюбивых родителей, принявших его в память о пропавшем сыне. Рабы Евфимиана (так звали отца святого) сразу же стали издеваться над своим новым соседом, естественно, не догадываясь, что перед ними их хозяин. Только один из слуг был милостив к Алексию, именно его святой попросил принести чернила и пергамен, на котором блаженный описал свою жизнь. С этим свитком в руке святой отошел в вечность, открыв тем самым родным свою тайну. Перед этим произошло чудо, засвидетельствовавшее перед всем Римом святость Алексия, человека Божия. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра от святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». В четверг вечером верующие вновь собрались в соборе, чтобы Господь открыл им человека Божия, — и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». В храме присутствовали сам император западной части империи Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Собравшиеся поспешили к святому Алексию, но уже не застал его в живых. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан всенародно, а его мощи выставлены на центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от своих недугов. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Так святой и после смерти поделился с миром своею безмерной любовью к Богу, достигнувшей высот полного самоотречения. Алексий, человек Божий, особенно почитается на Руси. Житие этого святого было переведено на славянский язык еще в XI веке и перечитывалось многими поколениями русских людей. Ему посвящались храмы, его именем, ставшим одним из самых распространенных на русской земле, называли детей (в частности, в честь него был назван царь Алексей Михайлович). Сюжет жития святого Алексия многократно использовался в русских духовных стихах, а в последствии, особенно во второй половине XVII века, стал основой для литературных обработок, драматических произведений (наиболее известна драма «Алексий, Божий человек» (1672—1673)), «Слов» Симеона Полоцкого, Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского, вирш и кантов. Мотивы Жития отразились не только в ряде древнерусских агиографических сочинений, но и в произведениях писателей XIX—XX веков, в частности в знаменитом романе Φ.Μ. Достоевского «Братья Карамазовы». Подобная популярность истории Алексия, человека Божия, может показаться неожиданной. Подвиг этого святого особенно непонятен современному человеку. Действительно, обыденному сознанию он может показаться не только странным и парадоксальным, но даже в чем-то ужасающим и безумным. Алексий прямо в день свадьбы оставил свою молодую жену и родителей, которых горячо любил, а потом вернулся и жил неузнанным около их дома, как нищий, питаясь подаянием. В течение 17 лет он каждый день видел лица самых дорогих и близких для него людей, которые были омрачены скорбью о разлуке с ним, но так и не открылся до самой смерти. Наши предки, для которых семья и брак были гораздо большей ценностью, чем для наших современников, тем не менее, оказались способными прочувствовать всю бездонную глубину самоотречения ради Христа, которую явил своей жизнью этот святой. Церковь прославила Алексия, человека Божия, как святого, а значит, его жизнь открывает нечто существенно важное в христианстве, а сам он является примером и для «обычных людей». Одна из десяти заповедей, переданная Богом через пророка Моисея, гласит: Почитай отца твоего и матерь твою (Втор. 5,16). За нарушение этой заповеди полагалось самое жестокое наказание: Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти (Лев. 20, 9). Эта повеление не утратило своей силы и в новозаветной Церкви. Более того, по словам Спасителя, даже дар, предназначенный Богу, нужно отдать родителям, если они его потребуют (Мф. 15, 5-6). Опытные духовники советуют с осторожностью молиться за родителей, чтобы пусть мысленно не осудить их. Отношение христианства к браку также как будто не согласуются с действиями Алексия, человека Божия. Первым чудом, совершенным Спасителем, было превращение воды в вино на браке в Канне Галилейской. Брак честен и ложе непорочно, — пишет апостол Павел (Евр. 13, 4). Кажется, Алексий своей жизнью совершенно противоречит евангельским заповедям. Но не всё так просто. В Евангелии есть и другие слова, которые могут привести в недоумение и даже ужас. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Христос, — недостоин Меня (Мф. 10, 37). Или: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником (Лк. 14, 26). Эти места хочется пролистнуть или истолковать в каком-нибудь другом, переносном смысле. Конечно, Христос не учит ненависти к ближайшим родственникам. Христианство вообще не учит ненависти: ненавидеть нужно только грех, а людей любить, даже врагов, даже до смерти. Однако в приведенных выше словах заключена глубокая истина, пройти мимо которой верующему человеку было бы просто нечестно. Только во Христе человек обретает подлинную жизнь, радость, любовь и свободу. Ради этой жизни нужно быть готовым оставить всё остальное, даже самое по-человечески дорогое. А что может быть дороже собственной семьи, людей, которые дали тебе жизнь и свою собственную жизнь без раздумий отдали бы за тебя. Святой Алексий, человек Божий, имел мужество пойти на почти непредставимое человеческому сознанию самоотречение. Им двигала не ненависть, а наоборот неизмеримая любовь к людям, открывающаяся только в любви к Богу.
|