|
Пролог23 2014
В начале весны 1821 года генерал-адъютант русской армии Александр Ипсиланти, один из руководителей тайного греческого повстанческого общества «Филики Этерия» перешел русско-турецкую границу и обратился к своим соплеменникам с призывом к свержению османского ига. Во второй половине марта 1821 года восстание охватило всю Грецию. Так началась национально-освободительная революция, которая в 1829 году привела к созданию независимого греческого государства. Действия восставших, разумеется, привели в гнев турецкое правительство, назревали погромы, которые могли привести к геноциду всего христианского населения Османской империи. В первую очередь, от этих погромов пострадало бы православное духовенство. Что в такой ситуации следовало делать Константинопольскому Патриарху, главе христиан Великой Порты, на которого, прежде всего, обрушился бы гнев турецких властей и мусульманских фанатиков? По здравому рассуждению, ему, казалось бы, нужно было бы немедленно спасаться, укрыться в ближайшем иностранном посольстве, а еще лучше, как можно быстрее, бежать из столицы. А там, на безопасной территории уже можно было выступить с патриотическими речами, даже стать одним из лидеров восстания. Так можно было бы сохранить и жизнь и престиж. Для султана, однако, такие действия Патриарха стали бы замечательным поводом начать открытые гонения на христиан. Патриарх Григорий V, занимавший тогда Константинопольскую кафедру, поступил совершенно иначе: он предпочел остаться со своей гонимой паствой, сделал все возможное, чтобы спасти ее преследований турок, и сам принял мученическую смерть в день Пасхи, 10 (23) апреля 1821 года. Друзья предлагали первосвятителю вполне реальную помощь в побеге, был детально разработан план переправки Патриарха в восставшие районы Греции, но святой решительно отказался, сказав: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации». Христос говорил Своим ученикам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Священномученик Григорий в своей жизни реально исполнил эту заповедь Спасителя. Будущий святитель родился в бедной семье священника. Родители приложили неимоверные усилия, чтобы дать сыну хорошее образование. Георгий (так назвали святого при крещении) не обманул их надежд: он с успехом учился в лучших греческих учебных заведениях того времени в Афинах, в Смирне и на Патмосе и по окончании образования стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Решив всю свою жизнь посвятить служению Богу, Георгий принял монашество с именем Григорий. Вскоре он был поставлен митрополитом Смирнским. Служение Григория в качестве митрополита Смирны было многогранным, и его деятельность обнимала все направления жизни Церкви и общества. Он активно занимался не только церковными делами, но и наукой и просвещением в целом, социальным служением, заботой о стариках и неимущих в округе своей митрополии, и много преуспел. Григорий трижды избирался Константинопольским Патриархом, однако все эти три патриаршества были непродолжительны: турецкие власти боялись усиления влияния Константинопольского престола, предстоятель которого был одновременно и этнархом, политическим руководителем, православного населения империи, поэтому они часто меняли Патриархов. В третий раз на святительское служение в Константинополе святой вступил в 1819 году. Его жизненный путь подошел к самой важной, решительной точке… Человек в каждый миг своей жизни должен выбирать: поступить ли по правде, или ради собственной выгоды или из-за трусости и немощи эту правду предать, — но иногда наступает момент самого существенного, определяющего выбора, от которого зависит его судьба в вечности, который уже не исправить и не переиграть. Выбор Патриарха был тем более сложен из-за того, что мужественно оставаясь в эти тяжелые дни на месте своего святительского служения, он, тем не менее, должен был совершить шаг, который мог бы показаться малодушным, едва ли не предательским. Чтобы доказать властям лояльность к ним христианского населения, Патриарх Григорий анафематствовал повстанцев, причем в очень жесткой, понятной для турок форме. Этот шаг, конечно (и святой понимал это), не мог спасти его собственную жизнь: разгневанной толпе мусульман нужна была жертва, и он сам пошел на то, чтобы стать ей ради своих единоверцев, — но тысячи других православных, тем самым, были спасены от расправы. Народ Греции не только не воспринял действия своего предстоятеля как предательство, но и прославил его как национального героя, мученика за освобождение от османского ига. Священномученику Григорию поставлено множество памятников, а сам он является одним из самых почитаемых в Греции святых. Сами вожди греческого восстания правильно поняли поступок Патриарха-мученика и ни словом не осудили его. Судьба священномученика Григория пересекается с историей нашей страны - его святые мощи чудесным образом оказались в России. Тело повешенного в полном архиерейском облачении Патриарха, три дня висело на воротах Патриархии. Потом после многих надругательств его бросили в море. Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там 19 июня 1821 года тело святителя было погребено в греческой Троицкой церкви. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему Патриарху Никону (1652-1658), еще одному невинному страдальцу за веру. От мощей святого уже в Одессе происходили многочисленные исцеления В 1871 году по ходатайству греческого правительства мощи священномученика Григория были перенесены из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции и помещены для общего поклонения в величественный гроб в Афинском Митрополичьем соборе, где и остаются до сего дня. |