В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

20 2014
20 августа - день памяти святителя Митрофана Воронежского

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский - один из немногих святых, прославленных в Синодальный период истории Русской Церкви. Он был современником Петра I, который его глубоко чтил. Многочисленные чудеса у мощей святого стяжали ему широкую славу по всей России.

Святой Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. По его собственным словам, «от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

В миру святой был женат, имел сына и служил священником в селе Сидоровском близ Суздаля. На сороковом году иерей Михаил лишился супруги и решил принять иночество. В 1663 году в Золотниковской Успенской пустыни он был пострижен с именем Митрофана. Спустя три года братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась вместе с крестьянами монастырских вотчин с просьбой к духовной власти поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью инока Митрофана.

В июне 1665 года инок Митрофан «благословен во игуменский чин». В 1675 году управлению игумена Митрофана, как «мужа благоговейного и добродетельного», патриарх Иоаким поручил более обширную Троицкую Унженскую обитель, пользовавшуюся особым почитанием дома Романовых. Царь Михаил Феодорович в 1612 году с матерью своей, инокиней Марфой Иоанновной, приезжал в монастырь и молился преподобному Макарию Унженскому о возвращении своего отца, митрополита Ростовского Филарета, из польского плена. Позже Михаил Феодорович совершил паломничество в монастырь преподобного Макария по своему обету «за некоторые угодника Божия чудеса и помощь, оказанную великому государю и родителем его во время их печали». Унженская обитель, по воле Михаила Феодоровича, получила статус «наравне с Соловецким монастырем. Назначение святого Митрофана игуменом столь значительного монастыря показывает, каким уважением пользовался он у высшего руководства Русской Церкви.

На Московском Соборе 1681—1682 гг. в числе мер для борьбы с усиливавшимся старообрядческим расколом и в целях содействия большему распространению христианского просвещения среди православных положено было увеличить число епархий и между прочим решено открыть новую кафедру — Воронежскую. На эту кафедру, по желание царя, избрали святого Митрофана: «мужа воистину праведна и свята». 2 апреля 1682 года святой Митрофан был посвящен в епископа патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями.

Город Воронеж еще не насчитывал себе тогда и ста лет. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные сюда правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним впоследствии присоединились искавшие воли беглые люди. «У нас место украинское и всякаго чину люди обыкли жить не подвластно, по своей воле», - писал святитель Митрофан. Церквей в весьма обширной епархии было всего 182, духовенства не хватало, церкви стояли «без пения», и население привыкало к беспоповскому строю жизни, что создавало здесь чрезвычайно благоприятную почву для развитая раскола. Для новоучрежденной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне — все одинаково были дороги святителю, о всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. В Воронеже царь основал верфи и начал строить флот для войны с турками, необходимой чтобы открыть России доступ к Азовскому и Черному морям. Жизнь города совершенно изменилась. В Воронеж прибыли собранные со всей России тысячи рабочих. Они жили и трудились в очень тяжких условиях: нечестные начальники, отсутствие нормального жилья, болезни. До крайности тяжелое положение вызывало побеги рабочих целыми сотнями; их ловили, и арестованные за побег и другие проступки переполняли тюрьмы. Неуменье русских строить корабли создавало нужду в иностранцах — мастерах, которые сотнями вызывались в Воронеж из-за границы. Сознавая свое превосходство в знаниях, мастера-иностранцы презрительно относились к русским: осмеивали чуждые им обычаи и нравы, хотя бы в них и ничего не было предосудительного. Как протестанты они позволяли себе открыто издаваться над русской верой — над почитанием святых, над соблюдением постов, иконопочитанием.

Недовольство в народе особенно усилилось, когда стали замечать близость царя с иноземцами. Созданный веками и внедрившийся в умы образ царя, как величавого и благочестивого хранителя преданий старины, неукоснительно соблюдавшего церковный устав, не мог примириться с образом царя-плотника, друга иноземцев, нередко пировавшего с ними, не соблюдавшего постов. Труды царя казались странными, непонятными. Поэтому среди народа бродило глухое недовольство и носились темные слухи о самом царе. В это трудное время святитель Митрофан для царя-работника явился помощником, который всеми зависящими от него средствами поддерживал дело, предпринятое царем.

Петр хорошо понимал и высоко ценил ту могучую поддержку, какую он имел в «усердножелательном радении» святителя «к государю и всему христианскому народу». Святитель в церковных поучениях выяснял всю государственную необходимость и пользу предпринятого царем дела и вносил умиротворение во многие сердца. «Когда великий государь, — говорит один из первых историков Петра Великого, — устроял в Воронеже верфь корабельную, сооружал флот, к поражению турок и к отнятию у них Азова необходимо нужный, тогда сей архиерей от избытка, так сказать, усердия своего ль государю и отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха».

Но еще сильнее влиял святитель на бесприютную бедноту, поневоле собранную в Воронеже, своим поистине отеческим попечением о ней, проникнутым милосердной любовью. «У святителя было всегдашним правилом жизни: ничего не оставлять себе, а все приобретения отдавать Богу, давшему все, и ближним, у которых нет ничего». Все путешествия святителя по епархии были истинным праздником для нуждающихся. Намереваясь ехать по епархии, святитель берет «в келью архиерейскую казенных денег 100 рублей (на наши деньги около 1000 рублей) для раздачи в милостыню погорелым и по тюрьмам и по богадельням и по приказам и нищим и убогим и ссылочным и всякого чину людям и в раздачу ж в шествие архиерейское мужских и женских монастырей монахам и монахиням, где архиерей епархии своей в городах бывает», - рассказывал один из современников святого.

Один приезд царя в Воронеж в 1700 (или 1699) году ознаменовался столкновением святителя с государем, в котором архипастырь Воронежский обнаружил величие духа и показал, что души вверенной ему паствы дороже жизни, по завету великого Пастыреначальника, положившего душу Свою за овец Своих (Ин. 10, 15). Приехав в Воронеж, Петр пожелал видеть святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили государю, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами святителя, государь приказал передать ему: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу святитель отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Под вечерь царь вдруг услышал благовест в большой соборный колокол; так как на другой день не было никакого праздника, то государь велел справиться у святителя о причине благовеста. «Понеже мне, — отвечал святой Митрофан, — от его величества сказана смерть, того ради я, яко человек грешный, должен пред смертью своею принести Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением и для сего я назначил быть всенощному бдению». Узнавши об этом, царь рассмеялся и велел сказать святителю, что «он его прощает, и для того перестал бы он тревожить народ необыкновенным звоном»; а потом царь приказал убрать и статуи. Надо помнить, что Петр никогда не поступался своими нововведениями и если здесь уступил он, то это показывает, какое великое уважение он питал к Воронежскому святителю.

Готовый до смерти стоять на вверенной ему страже душ христианских, святитель оберегал их «простые сердца» от соблазна и особенно от вредного влияния иноземцев. Он признавал полезными приносимые ими знания, оказывал помощь нуждающимся иноземцам, но внутренне чуждался их и поучал тому же паству, особенно когда они выступали противниками Православной Церкви и добрых нравов, как «враги Божии, ругатели церковные, злословящие нашу святую веру» и вносящие в среду православных «непотребные обычаи». В последующую тяжелую войну со Швецией святитель отдал всю казну архиерейского дома «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже». Своевременная жертва святителя, служившая красноречивым доказательством его любви к родине и царю, была принята государем с искреннею признательностью.

1703 год стал последним годом жизни святителя Митрофана. Духовное завещание, хотя и составленное святителем несколько ранее, между 1696 и 1699 гг., живо изображает то истинно-христианское и высоко-пастырское настроение, с которым готовился святой Митрофан к концу, неизбежному для каждого смертного. Вот его советы всякому человеку, полезные для спасения, благополучия и здоровья тела: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши». Святитель Митрофан мирно почил 23 ноября 1703 года. Несмотря на то, что архипастырь смог собрать значительную архиерейскую казну, сам он не владел почти ничем. Его «домовой обиход» отличался скромностью: для личных нужд святителя приобретались такие незатейливые покупки, как оловянные стаканы и железные щипцы для сальных свеч. «А келейных моих денег, — читаем в предсмертном завещании святого Митрофана, — у меня нет... не имам в келлии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

На погребение воронежского святителя прибыл сам царь Петр Великий. Он оказал почившему архипастырю невиданные почести, о которых справедливо замечают, что такие почести едва ли оказывал какой-нибудь из русских государей кому-нибудь из архиереев. По личному распоряжению царя, погребение было отложено на двенадцатый день по кончине святого Митрофана, — на субботу, 4 декабря. Когда, по окончании заупокойного богослужения, духовенство готовилось поднять гроб, государь, обратившись к свите, сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак вынесем его тело сами». Вместе с вельможами и офицерами царь поднял гроб и опустил в землю. Обращаясь к своим приближенным «и иноземцам», государь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

Со времени кончины святителя Митрофана память о его глубоком благочестии и пастырских добродетелях свято почиталась в Воронеже. Преемники его, Воронежские архипастыри, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях. Жители Воронежа и окрестностей во множесте приходили в построенный святителем Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Святейший Синод предписал наблюдать за благодатными знамениями, происходящими по молитвам к святителю. В 1831 году по освидетельствовании нетленного тела святителя Воронежский архиепископ Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых. В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: "Не нарушай моего завещания". Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится. Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова "не нарушай моего завещания" есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить их в смиренной монашеской схиме.

Не пресеклось почитание святителя и после кровавого большевистского переворота. В 1929 году власти, видя тщетность борьбы с почитанием святого Божьего угодника, решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Мощи изъяли и поместили в Воронежском краеведческом музее. Только в сентябре 1989 года милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия мощи святителя Митрофана были возвращены Церкви. На торжества в Воронеж прибыло множество архипастырей и пастырей. Всю ночь люди шли в открытый собор, что поклониться вновь обретенной святыне. С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них. Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.

По материалам православных интернет-ресурсов

Закон Божий


Яндекс.Метрика