|
Пролог29 2014
Вторник Фоминой, второй, после Пасхи, недели — день особенного поминовения умерших в Православной Церкви. В этот день впервые по завершении радостных дней Светлой седмицы церковный устав разрешает совершать панихиды по усопшим. Недавно появившийся обычай посещать могилы почивших сродников на Пасху и в Светлую неделю является не только нелепым, но и в значительной степени антицерковным по своему содержанию. Церковь прямо запрещает особенное поминовение умерших на Пасху и в Светлую неделю. Посещающие кладбища люди просто не смогут совершить в эти дни поминовение своих родственников в церкви, и поэтому они, по сути, идут поклониться мертвым костям, без молитвы и церковного благословения. Светлое Воскресение — это праздник победы над смертью, ликующего торжества, которое должно наполнить все существование человека, в котором не может быть места скорби, даже такой естественной для человека скорби, как горесть о потере любимых людей. Тем более, что Пасха как раз и дает надежду на то, что смерть – не навсегда, надежду на встречу с близкими людьми после всеобщего воскресения. Люди, однако, на земле еще не могут вместить всю полноту радости, открывающейся Воскресением Христовым, и им нужно постепенно возвращаться к обычной жизни, конечно, уже преображенной этим великим праздником. Тогда и возобновляются общецерковные заупокойные службы. Кроме этого, Радоница имеет и то значение, что на этот день переносятся многие особые поминовения усопших, накопившиеся за Великий пост. В Православной Церкви есть традиция особенно поминать недавно усопшего человека на 3-й, 9-й и 40-й день после его смерти. Однако Великим постом в будние дни не служатся полные литургии и панихиды, а, значит, поминовение усопших в эти дни невозможно совершить в полной мере. Поэтому эти дни поминовения переносятся на вторник Фоминой недели, т.е. на Радоницу. Само название «Радоница» происходит от слова «радость». И, действительно, совершаемые в этот день службы отличаются от богослужений обычных родительских суббот тем, что основой церковной молитвы являются не покаянные молитвы за усопших, а радостные пасхальные песнопения. Во время служб на Радоницу до нас доносится особое осознание победы Господа Иисуса Христа над смертью и будущего всеобщего воскресения. Радость святой Пасхи простирается за пределы этого мира. Этой радостью христиане делятся и с теми, кто был им близок и дорог в жизни земной, но ушел в вечность. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». |