|
Пролог05 2014
Имя «Евфросиния» означает «радость». Сколько цветов на лугу, столько замечательных типов святости есть на Лугу духовном — в сонме прославленных Церковью угодников Божиих: иной воплощает несокрушимую веру, иной — глубокое покаяние, но есть и такие, которые излучают духовную радость, подобно яркой радуге. Их жизнь не была омрачена падениями, она была выше человеческой меры, святой от начала, ясной и как будто написанной уверенным четким штрихом. Затепленный в потаенном месте светильник их духа разгорался мерным ровным огнем, пока, наконец, свет от него не начинал изливаться потоками, укрепляющими веру в душах колеблющихся и слабых. Такова была и Евфросиния. Первая русская игуменья, ставшая покровительницей не только русского женского монашества, но и всех, избравших монашеский путь ко Христу, она и сегодня является «матушкой Русской земли», незримыми узами соединяя Россию, Белоруссию и Украину. «Гряди, радосте наша — преподобная Евфросиния», — такие слова написали жители Полоцка на одной из икон монастыря, основанного одной из самых удивительных русских святых. Имя «Евфросиния» означает «радость» — так и относились к ней жители того города, где прошла значительная часть ее жизни, и куда, по промыслу Божию, после окончания ее земной жизни были перенесены ее святые мощи. Сколько цветов на лугу, столько замечательных типов святости есть на Лугу духовном — в сонме прославленных Церковью угодников Божиих: иной воплощает несокрушимую веру, иной — глубокое покаяние, но есть и такие, которые излучают духовную радость, подобно яркой радуге. Их жизнь не была омрачена падениями, она была выше человеческой меры, святой от начала, ясной и как будто написанной уверенным четким штрихом. Затепленный в потаенном месте светильник их духа разгорался мерным ровным огнем, пока, наконец, свет от него не начинал изливаться потоками, укрепляющими веру в душах колеблющихся и слабых. Такова была и Евфросиния Полоцкая. «Гряди!» — сколько упования в этом слове, сколько надежды на то, что эта монахиня, еще недавно близкая, известная всем жителям Полоцка, теперь, несомненно, во спасенных, и по данной ей при жизни благодати, стремительно минует пространство, разделяющее Небо и землю, и будет предстательницей за Русь, за Полоцк перед самим Престолом Божиим. Столько благородства и красоты было в этой святой, что имя ее стало одним из самых любимых женских имен на Руси. Но было и другое имя, славянское, данное ей при рождении, Предслава. И оно, как будто, заключало в себе пророчество о ее судьбе — «пред славой» русских подвижниц воздвигли Господь и Божия Матерь первую из русских игумений, ставшую покровительницей не только русского женского монашества, но и всех, избравших монашеский путь ко Христу. В истории Православия известны примеры того, как великим святым приходилось преодолевать приверженность к земным благам, одним из которых является красота телесная. Относящаяся к дарам Божиим, она может быть и причиной возбуждения одного из самых тяжелых духовных пороков — гордости, может служить сетью, увлекающей на путь греха. Отношение к ней служит испытанием меры духовной зрелости христианина. Одни святые, знавшие до своего обращения ко Христу серьезные падения, опасались ее, как огня, стараясь освободиться от плоти, как от плена, для того, чтобы освободить дух, другие, с юности стремившиеся к служению Богу, скрывали телесную красоту, способную служить соблазном, под темным облачением иноков. Княгиня Предслава была необыкновенно красива. Правнучка (в пятом поколении) святого равноапостольного князя Владимира и дочь князя Полоцкого Георгия Всеславича, она обладала совершенной и аристократической красотой, завораживающей и сегодня тех, кто видит ее портретное изображение, выполненное современным художником с мощей и сохранившееся в раке Киево-Печерской Лавры. По-монашески сосредоточенный ангельский лик, с правильными чертами, лишен какой бы то ни было строгости. Прекрасной, но не принадлежащей к миру сему была эта юная княгиня. С детских лет Предслава была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки княжны, однако предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость Предславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, благословила облечь княгиню в иноческий образ. По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием, раздавая полученные за работу деньги нищим. По преданию, однажды, в сонном видении Евфросинии явился Ангел, который передал ей волю Божию: основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось дважды. С тем же повелением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Вскоре епископ Илия передал Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все «имение» монахини Евфросинии составляли только книги, которые она и взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц. Через несколько лет Спасо-Преображенский монастырь превратился в известную обитель. Здесь были пострижены в монашество и сестры Евфросинии — Евдокия и Евпраксия. Молитва, обучение грамоте, переписывание святоотеческих и богослужебных книг, пение, златошвейное искусство составляли основные монастырские занятия. Основанная при монастыре школа способствовала притоку насельниц в святую обитель. В 1161 году усердием игумении и мастера Иоанна был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Одной из главных его святынь стал пожертвованный преподобной Евфросинией напрестольный крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня. Предметом особого попечения игумении Спасо-Преображенской обители был основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой. Позднее Ефесская икона Божией Матери, известная у нас под названием Корсунской, в 1239 году была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского и дочери князя Полоцкого Брячислава. Удалившаяся от мира и целиком посвятившая себя Богу, преподобная Евфросиния, все же, не могла избежать земной славы. К ее кроткому увещеванию прислушивались князья, не раз ей удавалось предотвратить распри между боярами и простым людом. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовным советом и благословением. На склоне лет, предчувствуя скорую кончину, преподобная Ефросиния пожелала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией отправилась в Святую Землю. После паломничества к святыням Конастантинополя, она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Ефросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая 1173 года. Удивительна была ее жизнь, удивительна и судьба мощей этой святой. 3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, потребовавший от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на родину монахи русского монастыря взяли с собой святые мощи великой русской подвижницы. Местом их первого упокоения была Киево-Печерская Лавра, и уже в 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь. В земной жизни ей выпал особый удел — быть миротворцем в отечестве своем. И сегодня она связывает между собой Россию, Белоруссию и Украину, не позволяя раздирать единую Русскую Православную Церковь, и одновременно соединяет славянские земли с центром мира — Иерусалимом. Память ее соединяет сердца верующих, она — «матушка Русской земли» и первая наставница русских женщин в таинствах духовной жизни. Мария Дегтярева |