|
Пролог08 2014
Макарий, преподобный, игумен Калязинский, в миру Матфей родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи, бывшего в услужении у великого князя Василия Василиевича. Родители Макария, Василий Кожа и Ирина — до сих пор прославляются местно.С семи лет Матфея начали обучать грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу прочитанное. Пришед в совершенный возраст, он сочетался, по воле родителей, браком с благородною девицею, Еленою Яхонтовою. После женитьбы он условился с женой о том, что в случае смерти одного из них другой принимает монашество. Отец и мать преподобного, спустя год умерли, а еще через три года скончалась и супруга Матфея. Потеряв все, что привязывало его к мирской жизни, он удалился в Кашинский Николаевский Клобуков монастырь и там постригся под именем Макария. По прошествии некоторого времени, имея уже сан священника, Макарий с другими семью иноками удалился в пустыню за 18 верст от Кашина, водрузил там крест, поставил келии и, таким образом, положил основание монастырю, известному ныне под названием Троицкого Калязина, где был до самой кончины своей игуменом. Название Калязина дано было монастырю благодаря некоему Иоанну Каляге, которому принадлежали окрестные земли. Этот Каляга вначале препятствовал заведению обители. Опасаясь, как бы пустоши его не были отписаны ко вновь устрояющемуся монастырю, он решил умертвить преподобного мужа, но не успел, ибо впал в тяжкую болезнь. Получив облегчение, явился он к прп. Макарию, сознался в злом умысле своем и с чистосердечным раскаянием пал к ногам св. угодника, отдавая все свои земли во власть его. Макарий уговорил Калягу принять иноческий сан. Когда собралось довольное число иноков, епископ Тверский поставил Макария игуменом новой обители. Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 года). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий († 9 сентября 1515) в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: «Когда пришел я на это место, – говорил преподобный Макарий Калязинский, – пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле». Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы». С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460–1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария – преподобный Паисий Угличский († 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им. Преставился преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. По прошествии 38-ми лет, в 1521 г., мая 26-го, при вел. кн. Василии Иоанновиче, при митрополите Московским Данииле и Калязинском игумене Иоасафе, обретены были мощи прп. Макария нетленными и положены в соборной Троицкой церкви, в стене по правую сторону, в раке. В 1599 г. царь Борис Годунов устроил вместо деревянной серебряную раку. Церковь совершает память прп. Макария марта 17-го. Кроме того, празднуется день обретения мощей преподобного 26-го мая. В 1610 г. Литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, который защищал обитель, а вместе с ним игумена и монахов; ограбили казну, выжгли здания и рассекли раку преподобного, извергнув из нея святые мощи. Здания монастырские были возобновлены и приняли прежний вид уже по освобождении России от внутренних смятений. В 1700 г., при архимандрите Исаии и келаре старце Макарии Сафонове, заново сооружена была серебряная позолоченная рака монастырским иждивением и иждивением доброхотных дателей, и 18-го сентября того же года переложены в оную св. мощи прп. Макария преосвященным Сергием, архиепископом Тверским. В 1930-1940 годы с целью реализации проекта «Большая Волга» и строительства Угличской ГЭС Калязинский Троицкий мужской монастырь был стёрт с лица земли. Обитель, основанная великим русским святым Макарием Калязинским, почитаемым несколько веков православными, перестала существовать. Мощи святого после разрушения монастыря и затопления сохранялись в Калязинском краеведческом музее благодаря его директору И.Ф. Никольскому, посмертно Почётному гражданину Калязинского района, а в 80-е годы, с согласия местных властей, были перевезены в Тверь, где находились в храме Белая Троица. 10 июня 2012 года в рамках XIV Волжского крестного хода началось перенесение мощей преподобного Макария Калязинского из Твери в Калязин, в храм Вознесения Господня, где они в настоящее время и находятся. По материалам православных интернет-ресурсов |