|
Пролог21 2013
Всех вас приветствую сердечно с великим для нашей Церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. В этом году этот праздник совпал с воскресеньем, поэтому мы слышали Евангельские (Мф. 8:5-13, Лк. 10:38-42, 11:27-28) и Апостольские (Рим. 6:8-23, Флп. 2:5-11) чтения, посвященные воскресному дню, а также и Божией Матери. В воскресном Апостольском чтении (а это был небольшой отрывок из Послания к Римлянам) мы находим удивительные слова: «Освободившись от греха, вы стали рабами праведности». «Какой же плод вы имели, когда были рабами греха?» — спрашивает апостол, и отвечает: «Такие дела, каких стесняетесь и ныне; плод же их был грех, а конец — смерть». «Когда же освободились от греха, — продолжает апостол, — и стали рабами Божиими, то плод ваш — святость, а конец — жизнь вечная». Глубоко убежден: эти слова должен знать каждый современный человек, потому что ни одно слово не употребляется так часто в общении между людьми, в провозглашении тех или иных политических позиций, как слово «свобода». Мы знаем, что за свободу люди боролись и погибали. Но вот что удивительно: если проанализировать все эти грандиозные битвы за свободу и вспомнить, что бывало после, то можем ли мы сказать, что эти человеческие жертвы действительно приносили людям свободу? Не буду приводить много примеров битв во имя свободы, которые оборачивались тиранией, гибелью людей, лишением свободы, развращением нравов. Достаточно вспомнить только два события. Во-первых, Французская революция, вслед за которой пришел террор, а затем Наполеон, который уничтожил сотни тысяч людей, стремясь распространить свое господство над всей Европой. Ну, а в нашей истории начало XX века также было отмечено неудержимой борьбой людей за свободу, которая обернулась террором, диктатурой, гибелью миллионов людей. Почему же так происходит? Почему даже жертвы людей во имя свободы не останавливают последующие поколения от ошибок, от греха, от безумия, от крови? Да именно потому, что в сознании людей спутались два величайших понятия, каждое из которых имеет ценность, но которые необходимо различать. Человек должен иметь свободу выбора. Наверное, за эту свободу выбора и боролись люди, чтобы никакие внешние обстоятельства, никакая тирания, никакое господство богатых над бедными, одних сословий над другими не мешали людям выбирать то, что они желают выбрать. Но сам по себе выбор — это механизм. Обеспечить им необходимо, но главным остается вопрос: а что человек выбирает в результате свободы? И вот в сегодняшнем отрывке из Послания к Римлянам, который мы зачитали во время Литургии, апостол Павел и говорит нам, что самое главное — это то, к чему ведет свобода. Если человек в результате обретения свободы становится рабом греха, то его конец — смерть. Но если он, обретя свободу, принимает Бога и становится рабом Божиим, то тогда плод — святость, а конец — жизнь вечная. Как замечательно иллюстрирует эту Божественную истину, переданную апостолом, вся человеческая история! Там, где после обретения свободы избирается грех, там смерть, там террор, там диктатура, вне зависимости от того, как эта диктатура оформляется, — диктатура личности, партии, группы, диктатура финансовой мощи… А там, где диктатура, там, где человек лишается свободы, его очень легко направить в любую сторону, в том числе к совершению греха; а где грех, там смерть. Может быть, не для всех понятно это выражение апостола Павла — «где грех, там смерть», ведь каждый знает, что согрешая, он тут же не умирает; а иногда люди грешные, кощунники, крайне враждебно относящиеся к религии, ненавидящие Бога и Церковь, живут, и гром с неба не поражает их, за редчайшим исключением… Нужно понимать, что имеет в виду апостол Павел, когда говорит о смерти. Речь идет о духовной смерти человеческой личности. Там, где грех, там смерть духа, там человек превращается в животное, там он лишается свободы выбора, потому что полностью управляем своими инстинктами, своими влечениями, своим грехом. И как просто управлять таким человеком! Дайте ему где-нибудь больше возможностей удовлетворять свои инстинкты и грешить, и он пойдет туда, он отвернется от всего, что еще вчера было для него важным, святым, заветным, с чем связывались идеалы его родителей, его предков. Он пойдет в то стойло, где сытно кормят и где он может жить по закону инстинкта. Это и есть смерть, потому что человек умирает как свободная личность, его разум перестает управлять чувствами и соединяется с чувственным началом настолько, что работает на утверждение именно такого, а не иного образа жизни. История дает нам множество примеров этой духовной смерти. На уровне личности это, может быть, не так заметно. Но когда грех в результате свободного выбора человека накапливается в масштабах общества, народа или государства, тогда он становится зримым, видимым. У такого общества, у такого государства нет будущего — история вновь и вновь показывает, как нравственное растление, помрачение сознания, смешение добра и зла делало человеческое общество нежизнеспособным. Мы живем в то время, когда колоссальные силы направлены на то, чтобы убедить всех нас в том, что единственной ценностью является свобода выбора и никто не имеет права посягать на эту ценность, даже когда человек выбирает зло, даже когда человек выбирает социально опасное поведение, — если только не нарушаются нормы гражданского закона. Но мы знаем, как легко обойти все эти нормы. Мы знаем, что никакой, даже самый совершенный закон не может искоренить преступности, коррупции, зла, лжи, конфронтации, — их может искоренить только человек, сделавший свободный выбор в пользу добра. В последнее время мы сталкиваемся с огромными искушениями, когда в ряде стран выбор в пользу греха утверждается и оправдывается законом, а те, кто, поступая по совести, борются с такими навязанными меньшинством законами, подвергаются репрессиям. Это очень опасный апокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения. Мы сегодня отмечаем праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С этим образом связано много чудес, и, может быть, первое из них — это то, что обретение иконы в 1579 году в Казани дало мощный духовный импульс нашему народу, во многом послужив тому огромному миссионерскому деланию, которое затем было совершено на просторах Сибири. Собственно говоря, присоединение Сибири к Руси и совершалось под Покровом Божией Матери. В большинстве случаев это было бескровное присоединение, — хотя и случались какие-то стычки и военные столкновения, но в основном это был мирный процесс, связанный с мирной колонизацией огромных сибирских просторов. А затем с именем Божией Матери и с Ее Казанской иконой было связано другое судьбоносное событие — избавление Руси от иноземных оккупантов, которые вошли в Москву и в Кремль. Мы знаем, как нам особенно напомнил прошедший год, когда мы праздновали 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков, — это событие было напрямую связано с Казанской иконой Божией Матери, в честь которой и воздвигнут этот исторический храм на Красной площади. Знаем, что с Казанским образом связаны и важные события во время Великой Отечественной войны. Всякий раз, когда народ наш проходил через испытания, мы объединялись в молитве пред Божией Матерью, вознося эти молитвы, очень часто, пред Казанским Ее образом. Вот и сегодня мы должны молиться о всей исторической Руси, о стране нашей, о народе нашем, чтобы Царица Небесная приклонила Свою милость, чтобы народ наш пребывал в рабстве праведности, но не в рабстве греху, ибо плод праведности есть святость, а конец — жизнь вечная. И потому наша брань не против плоти и крови (Еф. 6:12). Наша брань не за какие-то частные интересы. Наша брань — за судьбу Отечества нашего и за судьбу рода человеческого, и потому в этой брани выигрывает тот, кто сильнее духом, а дух укрепляется верой и молитвой. Пусть же Царица Небесная приклонит к нам Свою милость и дарует нам духовную силу — во утверждение святости и в провозглашение жизни вечной, которая и есть спасение для людей, которая и есть обещанное Богом Царство Небесное. Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси 21 июля 2013 г., Москва, Казанский собор. |