В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

02 2014
2 августа - день памяти святого пророка Илии

У Бога все живы, поэтому и святые для нас не просто деятели прошедших эпох, они, действительно, наши современники, которые и сейчас деятельно влияют на ход человеческой истории и могут помочь нам своими молитвами. Пророк Божий Илия, как и еще один ветхозаветный праведник, Енох, жив и в физическом смысле этого слова. Родившийся почти три тысячи лет назад пророк Илия был вознесен на небо, где таинственно телесно пребывает и по сей день. Наступит время, когда он снова явится на земле, чтобы исполнить дело, порученное ему Господом. Это случится незадолго перед Вторым Пришествием Христовым, когда над миром установится власть Антихриста.


Когда произойдут эти события, по словам Спасителя, не может знать никто из живущих на земле, не знают об этом даже небесные ангелы (Мк. 13, 32) Однако каждый христианин должен быть готов встретить эти последние времена (Мф. 25, 13; Лк. 12, 40), соответственно и тяжелейшие испытания, которые выпадут тогда всем верующим людям. Все дожившие до этих дней (никто не знает, будем ли мы в их числе) увидят Илию как действительно современного им исторического деятеля, пророка и чудотворца. Важно, что его миссия во времена Антихриста будет по сути совпадать с его служением в древности, перед вознесением на небо…

Илия Фесвитянин (т.е. уроженец г. Фесва в Заиорданье) был призван к пророчеству в эпоху, когда само существование истинной веры в единого Бога в очередной раз было поставлено под угрозу. Израильский царь Ахав (правивший в 873-852 до Р.Х.), вступив на трон, женился на язычнице финикиянке Иезавели и принял ее религию. Правители Израильского (северного еврейского) царства и раньше отступали от истинной веры и покровительствовали идолопоклонничеству, но в этот раз нечестивый царь решил сделать веру своей супруги государственной и полностью уничтожить поклонение единому Богу.

О сущности финикийской религии можно судить не только по Священному Писанию, но и по многим другим историческим и археологическим источникам. Основой ее был культ Ваала (Баала), жестокого бога, требовавшего человеческих жертвоприношений, в первую очередь, детей. При раскопках Карфагена, финикийской колонии, которая едва не захватила власть над всем средиземноморским миром, археологи рядом с храмом Ваала к своему ужасу обнаружили тысячи скелетов сожженных младенцев: жрецы клали маленьких детей на вытянутые руки медного идола Ваала и разводили под ним огонь… Именно такую религию хотел ввести Ахав в своем царстве вместо истинного богопочитания. Зная это, совсем по-другому можно взглянуть и на те бедствия, которые послал Господь на Израиль, чтобы остановить насаждение культа Ваала, и действия самого пророка Илии, всегда смелые и решительные, которые только на первый взгляд могут показаться неоправданно жестокими.

Первое пророчество было произнесено Илией сразу после того, как Ахав «стал служить Ваалу», построил ему храм в столице Израильского царства Самарии (3 Цар. 16, 32-33) с очевидной целью противопоставить этот храм Иерусалимскому храму истинного Бога, находившемуся в южном Иудейском царстве. Одновременно царь, по наущению своей жены Иезавели, начал преследовать и убивать пророков Божиих. Илия предсказал Ахаву, что карой за его вероотступничество станет многолетняя засуха. (3 Цар. 17, 1). Священное Писание немногословно описывает это событие, но, очевидно, слова пророка не произвели впечатления на царя. Потребовалось три года бедствий прежде, чем Ахав стал готов выслушать пророка. Пока же Илия сам должен был бежать от царского гнева. На его поиски Ахав послал лазутчиков, которые искали пророка даже в соседних странах, так что не было «ни одного народа и царства», где бы не искали пророка Божия (3 Цар. 18, 10). Господь, однако, чудесно спас своего служителя.

Сначала Илия «по слову Господню» скрылся «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар. 17, 3), где вороны по повелению Божию приносили ему хлеб и мясо (3 Цар. 17, 6). Когда поток иссяк, Бог повелел Илии переселиться в финикийское селение Сарепту (ныне Эс-Сарафанд) в дом вдовы. Из-за засухи всюду свирепствовал голод, но бедная женщина согласилась поделиться с пророком своей последней пищей. За это Господь сотворил с ней по слову Илии великое чудо: «мука в кадке (которой до этого оставалось лишь горсть – прим. авт.) не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (3 Цар. 17, 16). Так, изгнанный соплеменниками, Илия нашел приют у бедной чужестранки, до этого момента язычницы. Сама вдова за свое милосердие стала свидетельницей еще одного чуда, которое убедило ее в истинности веры в единого Бога. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить мальчика. «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 22).

Рассказ о пребывании пророка Илии у сарептской вдовы не просто подтверждение истины, что даже в самых крайних жизненных ситуациях надо оставаться жертвенными и милосердными, – оно стало предзнаменованием событий, случившихся уже во время земной жизни Спасителя: чудесного умножения хлебов (Мф. 14, 13-21; 15, 32-39; Мк. 6, 30-44; Лк. 9, 10-17; Ин. 6, 1-13), отвержения Христа еврейским народом и обращения в истинную веру язычников (не случайно, Спаситель, говоря на эту тему, вспоминает сарептскую вдову (Лк. 4, 25-26)); но самое важное, эта история прообраз грядущего Воскресения мертвых, ставшему возможным благодаря Воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Именно поэтому этот рассказ читается в ряду других важных ветхозаветных отрывков (паремий) в Великую субботу накануне Пасхи.

Прошло три года, прежде чем Илия смог исполнить свое главное служение. Он бесстрашно пришел к Ахаву, искавшему его смерти, и обличил царя в том, что тот «презрел повеления Господни» (3 Цар. 18, 16-18). Пророк предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил своеобразное состязание, «спор о вере», между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, чья вера является истинной. Для этого было необходимо построить два жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес (3 Цар 18. 21-24). Ахав, который уже не мог отрицать очевидной кары Божией, постигшей его страну, в этот раз был вынужден согласиться.

И вот Илия, последний из оставшихся в Израиле пророков Божиих, смело вышел один против четырехсот пятидесяти пророков (жрецов) Ваала (3 Цар. 18, 22). К собравшемуся народу он так же обратился с весьма нелицеприятной речью, весьма точно характеризующей религиозные настроения израилитян того времени: «долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18, 21). Действительно, народ израильский тогда еще не утратил до конца память об истинном богопочитании, однако, вместе с тем не гнушался и языческих культов, даже такого кровожадных, как культ Ваала. Подобные умонастроения, увы, характерны и для нашего общества. Многие на словах верят в Бога, даже заходят в церковь, при этом обращаются к колдунам и прочим эзотерикам, верят в приметы, гороскопы, предсказания и другие дремучие суеверия, за которыми стоят те же бесовские силы, что и за мрачной религией Ваала. Каждый должен выбрать для себя, кто он: христианин или язычник, – служит ли он истинному Богу или демонам. К этому призвал народ и пророк Илия.

Первыми должны были совершить чудо жрецы Ваала. Они долго скакали перед жертвенником, громко вопили, наконец даже стали истязать себя, но огонь с неба, разумеется, не сошел. Илия в это время открыто смеялся над язычниками, обращаясь к ним с нескрываемой иронией: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар. 18, 27). Действительно, языческие суеверия, всякая магия и колдовство, смешны по своей сути: они могут нанести вред только тем, кто безрассудно верит в них, но не тому, кто огражден силою Господа.

Жрецы Ваала тщетно бесновались до конца дня, пока совсем не выбились из сил. Тогда настала очередь Илии. Чтобы чудо было несомненным и никто не смог бы заподозрить обман, пророк попросил вылить на жертвенник столько воды, чтобы заполнить ров вокруг него. Он обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, попаливший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника и ров с водой (3 Цар. 18, 36-38). Видя это, народ исповедал истинного Бога. Илия приказал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и собственноручно убил их у потока Киссон (3 Цар. 18, 39-40). Вскоре пошел дождь, которого так давно ждали измученные засухой жители Израиля.

Этот поступок пророка Илии вызывает, наверное, наибольшее число обвинений в неоправданной жестокости. Если вдуматься, такое осуждение совершенно несправедливо. Воины на поле боя тоже убивают врагов, но они считаются не убийцами, а героями. Никто не осудит военачальника, уничтожившего вражескую армию, которая несла бедствия и рабство его народу. Культ Ваала, как мы видели, несли несравненно большие бедствия народу израильскому, чем даже самое страшное вражеское нашествие. Уничтожение жрецов Ваала (а мы помним, чьею невинною кровью были запятнаны руки этих детоубийц), таким образом, было победой в справедливой войне над темной силой демонопоклонства (а любое язычество, в конечном итоге, превращается в поклонение бесам).

Эта победа, безусловно, приостановила продвижение культа Ваала, в первую очередь, не дала широко распространиться на другое еврейское, Иудейское царство - но, разумеется, не была окончательной. Уже вскоре Илии снова придется бежать от преследования Иезавели через безводную пустыню к горе Хорив (Синай), где Моисею были даны скрижали закона. По пути пророк пришел в отчаяние: ему казалось, что он остался единственным человеком, верным Господу. Он даже просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода (3 Цар. 19, 3-8). Уже на горе Хорив Илия «сказал [Богу]: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19, 10). Тогда Бог особенным образом утешил его. Он явился ему Сам. Перед пророком прошли «ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы», землетрясение и огонь, но не в ветре, землетрясении «был Господь» – Бог явился Илии в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19, 12). «Веяние тихого ветра» (по-церковнославянски «глaс хлaда тонка») – удивительный поэтичный образ милости и кроткой любви Бога к людям, тем более удивительных знамений, явленных Илии в самый трагический момент его жизни.

Явление Господа дало силы Илии для дальнейшей борьбы за истинную веру (отчаяние Илии все же было преувеличенным: Господь указал, что в Израиле осталось еще семь тысяч человек, не преклонивших колена перед Ваалом (3 Цар. 19, 18)). Пророк вновь обличал царя Ахава и его сына Охозию, предсказал гибель его династии, что и исполнилось, после чего пророк помазал на Израильское царство Ииуя. По указанию Божию Илия нашел себе ученика Елисея (3 Цар. 19, 15-16), которому и перешли его служение и пророческий дар.

Завершением земного пути святого пророка Илии стало его вознесение на небо в колеснице (4 Цар. 2, 1-11). Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который расступился после того, как Илия ударил по воде своей одеждой. Елисей попросил тогда, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя, Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него одежду и наследовал его пророческий дар (4 Цар. 2. 12-15). Таким образом, сохранилось преемство ветхозаветных пророков, которым еще многие века, как и пророку Илии, пришлось бороться с ложными культами и учениями, в других формах эта будет вестись и после; она будет продолжать до последних времен человеческой истории, когда явятся взятые живыми на небо Енох и Илия (Откр. 11, 3-12).

Из Апокалипсиса мы знаем, что пророк Илия, как и до его вознесения на небо, будет наделен властью «затворить небо, чтобы не шел дождь на землю» (Откр. 11, 6) и совершать другие страшные знамения. Конечно, бедствия, которые обрушатся тогда на человечество, будут не произволом Илии и Еноха, а неизбежным следствием чудовищных грехов людей последних времен. Но посланники Божии пророчески откроют их причину, поэтому развращенный мир возненавидит их, как возненавидел до этого многих пророков и святых. Поэтому, когда «зверь, выходящий из бездны», символизирующий диавола, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7), люди не только не осудят их убийство, но и надругаются над их трупами. Но в итоге победа все равно будет на стороне истины: через три дня Енох и Илия воскреснут и вновь вознесутся на небо, где пребывают сейчас, не оставляя нас своей молитвенной помощью.

Сайт «Закон Божий»

Закон Божий


Яндекс.Метрика