|
Пролог21 2013
...В Церкви мы многое обретаем. Во-первых, мы молимся, а в ответ на нашу молитву Господь нам отвечает — каждому по-своему. Господь не творит чудес, которые поражали бы воображение, — а если б было так, то человек был бы уже несвободен выбирать Бога или отказываться от Него. Но Господь пожелал, чтобы мы выбирали Его свободно. Конечно, Он мог бы всех нас заставить верить в Него, Он мог бы совершать такие чудеса, которые поражали бы воображение и уже не оставляли бы никакого пространства для неверия. Однако Бог этого не делает, потому что каждый человек свободен, и Он Сам восхотел, чтобы люди были способны творить добро и не творить добра, верить в Него и не верить в Него. Но та связь с Богом, которая осуществляется через веру, обеспечивает реальный контакт человека с Божественным всемогуществом. Почему мы собираемся в храмы? Почему мы храним веру православную две тысячи лет? Почему Церковь прошла через множество гонений, испытаний и осталась не просто как некий исторический феномен, а как реально существующая духовная сила? Совсем не потому, что люди, составляющие Церковь, — это какие-то особые герои. Нередко можно видеть в Церкви людей и пожилых, и больных, и слабых, и уж менее всего молящаяся община производит впечатление какой-то особой человеческой сверхсилы. Так почему же мы, слабые и немощные, сохраняем веру? Потому что мы молимся Богу, и Бог нам отвечает. Люди не приходят к пустому колодцу за водой. Люди не обращаются к начальнику, который один, два и три раза отказал в просьбе. Никто больше к этому кабинету и к этой двери не подойдет. Человека можно обмануть раз, два, три, — а потом все закончится. Но мы приходим в храм, молимся и на протяжении двух тысяч лет сохраняем веру в Христа Спасителя, потому что Господь слышит наши молитвы. Не мгновенно отвечает Он, не громом, не молнией, не шумом, но легким дыханием Своей энергии Он прикасается к нам. Мы особенно чувствуем это Божественное дыхание, когда становимся слабыми. Когда мы сильные, молодые, здоровые, когда кажется, что перед нами долгая жизнь, особенно если молодость сопровождается материальным благополучием родителей, создается иллюзия бесконечной счастливой жизни. Нередко происходит так, что именно в этом возрасте человек перестает нуждаться в Боге, перестает молиться, потому что у него вроде все есть, — он может многое купить, многое узнать, многое получить. Заболел — к врачу сходить, нужное лекарство получить. Чем человек сильнее, тем меньше ему, казалось бы, нужен Бог. А что происходит, когда мы вдруг сталкиваемся с проблемой, решить которую не могут ни врачи, ни герои, ни правители, ни начальники, ни мы сами? Когда человек осознает свою неспособность преодолеть физический или духовный недуг, вырваться из тяжелого душевного состояния, тоски, скорби, одиночества? Что бывает в самые тяжелые исторические моменты — достаточно вспомнить войну? Что делали солдаты, поднимаясь в атаку? Еще за час до этой атаки никто из них не называл себя верующим, никто не называл себя христианином. Но ведь, идя в атаку, крестились и говорили: «Господи, помоги» — потому что уж тут-то, лицом к лицу со смертью, какая может быть человеческая сила? И молились, потому что знали, что Господь поможет. Вот так и мы в определенных обстоятельствах жизни обращаемся к Богу, потому что знаем, что Он поможет; и чем искреннее, сердечнее наша вера, тем сильнее Божественный ответ. В храмах Божиих мы учимся молитве. В храмах Божиих присутствует особая благодать, ведь много людей, собранных вместе, молятся Богу, и Бог слышит нашу молитву. Именно на этом внутреннем религиозном опыте человека и основываются наши убеждения, — не на доказательствах, не на каких-то формулах, а на глубоком внутреннем опыте. Это трудно объяснить, как трудно объяснить человеку чувство любви. Может быть, потому и не существует никакого определения, поскольку выразить это чувство словами невозможно. Наверное, каждый по-своему его испытывает и переживает, но никакими формулами его не описать, как никакой человеческой силой его не вызвать в сердце, но ведь оно возникает! Вот так же и чувство веры, вот так же и связь с Богом, — потому что все это явления одного Божественного порядка. Мы строим храмы, чтобы как можно больше наших соотечественников поверило в то, что Бог рядом с ними. И это не значит, что люди, восприняв веру, должны становиться слабыми или какими-то неудачниками в жизни. Господь благословляет всякого, кто трудится, — будь то в учебе или на работе. Господь поддерживает все наши усилия, направленные к добру. И потому особенно эффективными становятся жизнь и труд человека, когда он свои знания, умения, навыки, трудолюбие сопровождает искренней верой и чистой молитвой. Вот я и хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, хранить веру в сердце, воспитывать в этой вере своих детей и внуков. Как я сегодня уже говорил, не надо ничего стесняться! Прошло то время — мы у себя на Родине, мы на православной земле стоим, это наша земля, земля наших благочестивых предков... И поэтому, находясь на этой земле, совершая свои труды, преодолевая трудности, мы должны укреплять себя верой и молитвой. Я хотел бы всем вам пожелать и крепкой веры, и горячей молитвы. Тогда Господь будет с вами — лично с каждым из вас, с вашими детьми и внуками. Господь будет с нами, с нашим народом, с Отечеством нашим. Он будет приклонять к нам милость так, как приклонял ее к нашим благочестивым предкам, создавшим великую Россию. Ведь они совершали свой титанический цивилизационный труд, опираясь на веру, а также на образование, навыки и умения, которые обеспечивали замечательный успех. Пусть Господь ко всем нам приклонит свою милость. Аминь. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово в навечерие Рождества Пресвятой Богородицы, 2013 г. |