|
Пролог23 2014
23 января Православная Церковь празднует память святителя Григория Нисского. Будущий святитель родился в большой и богатой аристократической семье в Кесарии, сохранившей память о преследованиях христиан. Его бабушка Макрина в гонение императора Диоклетиана спасалась бегством в лесах. Мать Григория, также прославленная Церковью в лике святых, праведная Емилия была дочерью мученика. Дядя — епископом. В числе 9 сестер и братьев Григория Нисского было четверо святых: святители Василий Великий и Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феозва. О молодости святителя почти ничего не известно. Однако о его познаниях и учителях мы знаем достаточно. По собственному признанию Григория, старший брат Василий был его учителем, прежде всего в риторике. В числе своих наставников Григорий также называет сестру Макрину. С 12 лет, после смерти отца, Григорий начал учиться у кессарийских наставников красноречия. Он с упоением изучал философию, труды своих современников. Представитель столь уникальной христианской семьи, с детства окруженный атмосферой аскетической и вместе с тем высококультурной, Григорий, казалось, тоже должен был посвятить себя служению Церкви. Однако юноше пришлось пережить своеобразное философское искушение. Античная мудрость всецело захватила Григория. Он решил стать светским оратором и учителем риторики. Но Бог судил иначе. Однажды в имении его матери совершалось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников. Для участия в этом торжестве был вызван и Григорий, приехавший из Кессарии. Недовольный тем, что его оторвали от занятий, Григорий без особого внимания слушал песнопения богослужения и, наконец, лег спать. Во сне он увидел, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных книг, и вскоре принял на себя обязанности чтеца, «анагноста», состоявшие в чтении Священного Писания на богослужебных собраниях. После смерти Юлиана Отступника, запретившего христианам быть учителями риторики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, что вызвало недовольство со стороны его друзей и дружеские укоры со стороны святого Григория Богослова, близкого друга его брата Василия Великого. Любопытно, как Григорий Богослов пытается вразумить юного ритора. Он начинает свою речь с цитаты из Еврипида о том, что тщеславие хуже демонов. А шумная слава публичных ораторов, в те времена пользовавшихся популярностью, сравнимой с успехом современных деятелей шоу-бизнеса, — это целый пир тщеславия. Не безумно ли после этого «называться ритором, а не христианином». Слова Григория Богослова подействовали на его друга и тезку. Так что вскоре он вновь занялся изучением Священного Писания и отцов Церкви, а затем на какое-то время оставил мир и поселился в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса. Святитель Василий Великий, желая иметь в брате верного помощника для борьбы с арианской ересью, в 372 году поставил его в епископы города Ниссы. Из-за верности Православию святитель Григорий подвергся многим испытаниям и гонениям. Его жизнь, как и у многих святых той эпохи, напоминает отчасти авантюрный роман. В 375 году святитель был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. Наместник Понта Демосфен приказал схватить его и под стражей отправить в Анкиру. Однако Григорий бежал из-под стражи и скрылся в безопасном месте. Лишившись кафедры, Григорий не оставался в бездействии: он переходил с места на место, утверждая Православие и утешая православных. После смерти царя Валента в 378 году он был, к великой радости своей паствы, возвращен к кафедре. В следующем году скончался брат святителя, Василий Великий, а вслед за ним ушла и сестра Макрина. Григорий тяжело переживал смерть своих наставников и единомышленников. Он написал брату надгробное слово и закончил составленное Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Собор избрал его как опытного в деле веры человека для обозрения церквей в Аравии и Палестине, искоренения ересей и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. В царствование Феодосия Великого в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор – против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом соборе стараниями святого Григория Никейский Символ веры был дополнен членом о Святом Духе, причем к символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены. Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. Остаток своей жизни святитель провел в неустанной деятельности для утверждения Православия в различных частях христианского Востока. Случалось, что он говорил ей поучения по несколько дней сряду. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных пред судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святой Григорий мирно скончался. Святитель вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Особенно интересно и важно учение святителя Григория Нисского о богопознании. Богопознание, согласно Григорию Нисскому, не формальное и рациональное знание о Боге, а сама жизнь в Боге. Вся жизнь христианина — это непрестанное и радостное обретение Бога. Обретение бесконечное, как бесконечна божественное и любовь Божия. «Господь, не положил ни предела жажды, ни стремлению к Нему, ни наслаждению питием. Напротив, не указав определенного времени, Он дает совет постоянно и жаждать и пить, и к Нему стремиться», — эта мысль святителя Григория Нисского определяла и его собственную жизнь, сочетавшую в себе и глубокую мистическую созерцательность и активную церковно-общественную деятельность, и философскую строгость богословских построений и проникновение в самые глубины богопознания. Сайт "Закон Божий" |