|
Пролог05 2014
Монофизитство, осуждённое Церковью в 451 году на IV Вселенском Соборе в Халкидоне, продолжало существовать не одно столетие и имело многочисленных последователей. В VII веке монофизитское лжеучение породило новую ересь — монофелитство. Её последователи хотя и признавали в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — однако утверждали, что в Богочеловеке была одна лишь Божественная воля; человеческую волю во Христе монофелиты отрицали. В 649 году Папа Мартин I собрал в Риме большой Собор, на котором осудил монофелитство и всех его защитников. Акты Собора он отправил императору с требованием восстановить Православие. Констанс счёл такой поступок возмутительным. В 653 году папу Мартина ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес, где он через год умер от голода. В 680 году православный император Константин Погонат созвал в Константинополе Шестой Вселенский Собор. Отцы Собора осудили монофелитскую ересь и наложили анафему на всех её защитников. Собор определил православное учение о двух волях в Иисусе Христе: «исповедуем две естественные воли или хотения в Нём и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естества хотения — …Его человеческое хотение, не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению». Заседания Собора окончились в 681 году. Через одиннадцать лет Собор открыл новые заседания в царских палатах, называемых Трулльскими. Трулльский Собор дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы и потому называется ещё Пято-Шестым. На нём решались вопросы преимущественно церковного благочиния. Собор утвердил правила, которыми должна руководствоваться Церковь. После соборных определений монофелитство на востоке пало.
|