|
Пролог14 2014
День этот особый — это первое воскресенье после Троицы, которое посвящено воспоминанию всех святых. Совершенно неслучайно круг церковных служб и воспоминаний организован так, что после Троицы мы говорим о всех святых. День Святой Троицы — это день сошествия Святого Духа на апостолов, когда благодать Божия была низведена на тех, кому должно было устроять Церковь и через Церковь продолжать дело служения Господа и Спасителя нашего. Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь. И именно Святой Дух дает силы для того, чтобы каждый член Церкви мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая грехи свои силой Божественной благодати. Говоря о сошествии Святого Духа, Господь перед Своими страданиями, обращаясь к апостолам, сказал, что «Дух, Который будет послан во имя Мое, Он обличит мир о грехе» (см. Ин. 16, 7-8). Эти слова для многих остаются непонятными. Как это возможно? И зачем нужно, чтобы Дух обличал во грехе? На самом же деле именно это обличение во грехе силой Духа Святого помогает людям оставаться людьми, помогает людям различать добро и зло, помогает людям стремиться к нравственному совершенству. Дух Святой обличает нашу совесть; а там, где нет Духа, там совесть не работает или работает так ущербно, что ею легко манипулировать. Именно на этой манипуляции человеческой совестью основываются сегодня все попытки разрушить нравственную природу человека: каждый, мол, сам решает, что хорошо, а что плохо. А ведь каждый может заблуждаться, уходить от истины, выдавая ложь за правду и зло за добро… Но там, где действует Дух Святой, там возбуждается человеческая совесть, там наше нравственное чувств настраивается по Божественному камертону на ту самую волну и на тот самый звук, который исходит от Бога. Если же человеческая природа теряет способность нравственно настраивать себя на эту Божественную волну, то человек, переставая различать добро и зло, со всей убежденностью совершает зло, настаивая на своем праве так поступать. Когда мы сталкиваемся со страшными проявлениями человеческой греховности в личной и особенно в общественной жизни — ибо последнее более очевидно, — тогда многие в негодовании восклицают: «Как все это плохо! До чего мы дошли! Куда мы идем?!» И одновременно очень многие, кто так лицемерно воздыхает, делают все для того, чтобы помешать нравственной природе человека настроиться под силу Духа Святого, под Его голос, под Его истину… Почему же мы празднуем в первое воскресенье после Пятидесятницы день Всех святых? Мы празднуем его как утверждение того факта, что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету. Никто из этих святых не рождался святым — они стали святыми, сопрягая свои внутренние собственные усилия с тем, чтобы открыть душу свою навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного и человеческого начал и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения, а все остальное вторично и десятерично. И если будет так, то не придется инвестировать колоссальные средства, чтобы защищать людей от криминала, от коррупции, от жестокости, от лжи, от несправедливости, ведь добрые помыслы исходят от сердца, как от сердца исходят и помыслы злые (см. Мф. 7, 19). Церковь призвана свидетельствовать миру — тому самому миру, который очень часто не признает ее голоса и не желает его слушать. Со смирением, без всякой власти, тихим голосом Церковь призвана свидетельствовать, что там, где Дух Святой, там жизнь, а где нет Святого Духа, там гибель; и день всех святых является свидетельством об этом. Вспоминая святых угодников, просиявших во всей вселенской Церкви, во все времена и во всех народах, мы преклоняем главу пред их жизненным подвигом и свидетельствуем, что они были храмами живущего в них Святого Духа, как и заповедал Сам Господь словами апостола (см. 1 Кор. 6, 19). Пусть празднование дня всех святых поможет и нам, открывая свой разум и свое сердце навстречу Богу, навстречу Его благодати, настраивать свое нравственное чувство на этот Божественный голос. Это не будет гарантией от наших ошибок и даже от наших грехов. Но это будет гарантией того, что, вставая и падая, мы идем к Богу в надежде на Его милость и на Его прощение, обличаемые во грехах Духом Святым. И пусть силу прикосновения Божественной благодати Святаго Духа каждый из нас воспримет умом и сердцем, и да поможет нам в этом Воскресший Спаситель, искупительной Жертвой Которого Дух Святый был ниспослан Отцом на святых учеников и апостолов. Аминь. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси |