|
Пролог31 2014
Горный массив Рила на юго-западе Болгарии… Яркое солнце, голубое небо, яркая зелень буковых и дубовых деревьев, покрывающих мощные горные отроги. Здесь в безлюдных и труднодоступных урочищах в конце 9-го и первой половине 10 вв. подвизался преподобный Иоанн, один из первых святых славянского мира, духовный символ и покровитель Болгарского народа. Впрочем, родоначальника славянского христианства почитают не только в Болгарии. Уже в XI веке на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск с храмом в честь преподобного Иоанна. Есть основания считать, что именно здесь осели бежавшие из захваченной византийцами Болгарии иноки Иоанно-Рыльского монастыря. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители Рыльска призвали на помощь своего покровителя, преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас город. Рыльск существует до сих пор и административно входит в состав Курской области. Имя болгарского святого носил святой праведный Иоанн Кронштадтский, основавший впоследствии в Санкт-Петербурге на реке Карповке монастырь в честь Иоанна Рыльского. Время жизни преподобного Иоанн было временем расцвета Болгарского царства — первого большого славянского государства, основанного на принципах христианской теократии. На исторической сцене славяне появились в 4-5 веках, озаренные заревом пожаров и в грохоте разрушений. До конца шестого века Византийской империи удавалось отбрасывать их за Дунай, но в 580 г. до ста тысяч славян вторглись в Грецию. В седьмом веке, освободившись от Аварской империи, в которую они доселе входили, славяне начали заселять ими же опустошенные древние римские провинции - Иллирию, Мизию, Фракию, Македонию. Весь век Византия боролась с этими еще дикими ордами, но постепенно славяне не только внешне, но и внутренне влились в византийский мир. Их князьки, с радостью принимали от Константинополя второстепенные придворные титулы. Совершалась первая христианизация славян. В конце седьмого века в заселенных славянами провинциях утверждают свою власть болгары, тюркский народ, и начинают многолетнюю борьбу против Византии, причем, как это случилось позднее и с варяжскими завоевателями славян восточных - сами «славянизируются». Почти у самого Константинополя возникает мощное болгаро-славянское государство, почти непрекращающейся войной с которым наполнен весь восьмой век. «Болгария, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — первая сознательная попытка создать Империю, повторить - в славянстве - византийский опыт. И именно этот болгарский пролог определяет в той или иной мере все будущее славянского Православия. До середины девятого века - идет территориальное укрепление, объединение славянских племен под властью болгарских «каганов». Когда в 852 г. воцаряется будущий креститель Болгар Борис, - это территориальное собирание окончено и на очередь становится вопрос о крещении. Надо сразу же подчеркнуть, что в истории славян принятие христианства с самого начала, помимо религиозного, приобретает политическое значение. Объясняется это соотношением славянства и Византии. Хотя и ослабевшая, и потерявшая ореол непобедимости, Империя в эти века остается для всех «варваров» некоей золотой мечтой, средоточием культуры, государственной традиции, подлинным центром мира, а Константинополь - сказочной столицей, полной сокровищ и богатств, символом силы, красоты, славы... И вот в сознании всех «варварских» народов можно проследить парадоксальную двойственность в их отношении к Византии. С одной стороны - это мечта военная, завоевательная: поживиться богатствами Империи, оторвать от нее земли, победить ее - вот постоянное стремление славянских «царств». С другой же - глубокое, почти религиозное уважение к ней, желание во всем ей подражать, приобщиться к той славной, многовековой традиции, которую она воплощает. Но эта традиция в свою очередь неотделима от христианства. Только принятие христианства может «варваров» приобщить к культуре, включить их в «великие семьи» рода человеческого. И потому крещение становится как бы неизбежным этапом политического, государственного роста славянства, признаком его исторического «совершеннолетия». Преподобный Иоанн родился около 876 года в семье благочестивых поселян в селе Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Село это существует до сих пор, правда жителей в нем не больше сотни. Каждый путешествующий в Рыльский монастырь не минует Скрино и его жителей, предлагающих гостям сувениры, овечью брынзу и розовое масло. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве пас скот у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей – вероятно, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена. Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда Преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в глубокой пещере. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет святой Иоанн подвизался в пещере, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рильские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, питался лишь травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: "Вы пришли сюда голодные - рвите себе бобы мои и ешьте". Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Через некоторое время, желая избежать известности и безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пещеру на высокой скале. Здесь подвизался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто. Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр (927-969) отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С большим трудом посланцы нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться иноки, искавшие безмолвия. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала монахи жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; в нем подвизались шестьдесят шесть иноков. Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братию примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, за пять лет до кончины преподобный Иоанн составил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Преподобный в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике – в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита, которые в то время еще не были переведены на староболгарский язык. «Завет» прп. Иоанна – одно из многочисленных произведений, созданных в эпоху, которую историки наименовали «золотым веком» славянохристианской культуры и — шире — болгарской цивилизации. Болгарский царь Симеон (864—927) не жалел никаких средств на созидание самобытной православно-христианской культуры: строил школы, библиотеки, собирал целые армии переводчиков. «Созданный при нем запас церковно-славянской письменности оказался достаточным для нужд не только Болгарии, но, позднее, для Церквей сербской и русской, — пишет протопресвитер Александр Шмеман. — Конечно, вся эта культура не была, да и не могла быть оригинальной. Сам Симеон был византийским выучеником и дело Кирилла и Мефодия также питалось византийскими соками… На первом месте в этой культурной работе стояли переводы византийских писателей: Отцов Церкви, историков, гимнографов. Сам Климент Охридский написал по византийским образцам житие св. Мефодия и перевел множество богослужебных текстов, житий, творений Отцов. Зависимость от Византии сказалась и в том, что «глаголица» - то есть славянская азбука, изобретенная Кириллом, заменена была «кириллицей», более похожей на греческую. Молодое Болгарское Царство получило как бы «энциклопедию современной византийской культуры» и это навсегда определило развитие славянского христианства. Сам славянский язык, «воцерковляясь», становясь церковно-славянским, оказался почти сколком с греческого. Болгария - «славянская по языку, византийская по духу - стала проводником византинизма среди других славян - сербов и, особенно, русских» (Ф. Дворник)». В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, он мирно преставился ко Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. По преданию, святой отошел ко Господу 18 августа 946 года. Он был погребен в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Она находится в часовне немного севернее нашего монастыря. Имеются данные о том, что мощи святого были обретены еще в Х веке, но обстоятельства и точный год обретения остаются неизвестными. Согласно болгарской традиции, мощи были перенесены в Средец (совр. Софию), где они находились сначала в «епископской церкви», а затем были перенесены в некую деревянную церковь. Позже их поместили в специально построенную во имя святого каменную церковь. Здесь от мощей святого и походной иконы Божией Матери и получили исцеление византийский император Мануил Комнин и его приближенный, наместник в Средеце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица. В XI веке Болгарское царство пало под ударами Византии, а затем в XIV веке после кратковременного возрождения Болгарию надолго поработили турки-османы. Однако плоды болгарского Православия продолжают питать христианский Восток и поныне. Резюмируя «болгарский период» истории Православия, прот. Александр Шмеман замечает: «…Характерно, что смертельная вражда славянских Царств против Византии, длившаяся века, пролившая столько православной крови, ни в чем не нарушила единства самого византийского стиля православия и славянское христианство было и осталось, прежде всего, точным отображением, повторением и развитием христианства византийского. И если это славянское православие отделить от внешних, политических судеб его, то остается действительно единый Православный мир, имеющий одно лицо, питающийся одними и теми же корнями, насыщенный одним и тем же духом. И это единство оказалось сильнее политических и национальных разделений. Славянство явило себя творчески восприимчивым к лучшим плодам византийского церковного предания - к идеалу обожения, озарения, «светлого космизма», как говорят теперь. Византинизм одновременно и отравил славянство своим теократическим «мессианизмом» и навсегда оплодотворил его неисчерпаемым богатством своего халкидонского, богочеловеческого устремления. Об этом молчаливо свидетельствуют, помимо святых, преподобных, мучеников - изумительное религиозное искусство балканских Церквей, только сейчас открывающее миру свою духовную красоту. Здесь - лучшее свидетельство о глубоком воцерковлении славянской «психеи», лучший плод христианской Византии. Этой православной печати не смоют с разделенного внешне, но на глубине единого византийского христианского мира «темные века» турецкого ига». А сегодня в древнем русском Рыльске построена церковь преподобного Иоанна, именем святого названа наиболее высокая часть береговой гряды реки Сейма — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. На этой горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском мужском монастыре с 2006 года хранится частица мощей преподобного. По материалам православных интернет-ресурсов
|