|
Пролог02 2014
Жизнь этого дивного угодника Божьего с самых юных лет и до времени преставления являет нам чудный образец беззаветного служения Богу и Церкви. Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии в семье бедного дьячка. Будущий великий пастырь был плотью от плоти простого народа. Со дней юности своей он познал все невзгоды и лишения, скорби и надежды соотечественников, трудившихся в непростых условиях Русского Севера. Господь, предызбравший отца Иоанна от чрева матери его, таинственным образом указал, что новорожденный младенец будет в Таинствах Церкви обретать себе помощь и утверждение, укрепляясь в своем восхождении от силы в силу в «познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). Будучи от рождения весьма болезненным младенцем, чье здоровье внушало родителям опасение за жизнь чада, он обрел исцеление посредством совершенного ранее положенного срока Крещения. В шесть лет от роду отрок Иоанн сподобился видения Ангела-хранителя, и эта живая, действенная связь с духовным миром сохранялась у него на протяжении всего его жизненного пути. Угодник Божий всегда ясно ощущал помощь, ниспосылаемую ему свыше, и посему являл всем зримую силу веры, поражающую своим величием всякого человека, которого Господь сподоблял среди житейских треволнений встретиться с Кронштадтским пастырем. Забота о людях была делом всей жизни святого праведного Иоанна. Еще будучи студентом семинарии он желал скорее прервать обучение и занять место псаломщика, нежели сознавать, что его мать пребывает в нужде, и только слезные просьбы родительницы убедили его не оставлять учебы и продолжить образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где вместе с обучением он успевал трудиться на канцелярском поприще, чтобы не оставить без средств к существованию свою любимую мать. По окончании Академии Иоанн Сергиев был посвящен в сан священника и определен на служение в Кронштадтский Андреевский собор. Господь призвал отца Иоанна на многотрудное и ответственное служение. Кронштадт был местом высылки людей, опустившихся на дно жизни, и потому пороки пропитывали саму атмосферу города. В этой среде дошедших до крайней степени отчаяния и греховности людей Кронштадтский пастырь явился глашатаем Истины Христовой и свидетелем беспредельной Божественной Любви ко всем скорбящим и обремененным. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем», — говорил он. Церковно-общественная жизнь во второй половине XIX — начале XX веков была сложна и противоречива. С одной стороны, чувствовался религиозный подъем, с другой — духовная инертность и социальная нестабильность. Многие понимали, что именно Церковь может внести ясность в жизнь России, помочь разуверившимся во всем людям обрести веру, мир и душевный покой. Много тогда было в России пастырей, но один из них был особенным. Эта его особенность проявлялась во всем: в его богослужениях, в его проповедях, в требах, совершаемых им, в его каждодневных заботах о бедных, больных, забытых, в его внешнем облике, наконец, в его особых дарах — любви, исцелениях, чудесах. В первой же своей проповеди, произнесенной после совершения Божественной литургии в Андреевском соборе г. Кронштадта, куда был назначен молодой священник, он сказал: «Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей; чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои... Любовь — великая сила: она и немощного делает сильным, и малого — великим, и незначительного — достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым, и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской». С таким духовным настроем он начинал пастырское служение. Впоследствии, уже став известным на всю Россию пастырем, о. Иоанн вспоминал, что с первых дней своего служения он «взял за правило искренне относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следить за собою, за своею внутренней жизнью». С этой целью он ежедневно читал Священное Писание, «извлекая из него назидательное для себя как человека, священника и члена общества». Потом стал вести дневник, известный ныне под названием «Моя жизнь во Христе». Этот неизбывный кладезь духовной мудрости свидетельствует нам о пастыре, который действительно, не на словах, а на деле, каждый день и каждый час жил во Христе и со Христом. Слова святого апостола Павла «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) в полной мере можно отнести и к о. Иоанну. Все, что им написано, было продиктовано горячим пастырским сердцем с болью о пастве, с желанием помочь, исправить, направить, поддержать. Дневник «Моя жизнь во Христе», получивший широкое распространение, стал для многих христиан двадцатого столетия настольной книгой. В эпоху гонений, воздвигнутых богоборческой властью на веру и Церковь, православные люди переписывали ее от руки, находя в словах о. Иоанна подкрепление для своего стояния в вере и в делах благочестия. Очень скоро святой праведный Иоанн Кронштадтский понял, что ко всему тому, что он делал, необходимо прибавить еще одно правило — ежедневно совершать Божественную литургию, которую он считал самым действенным средством очищения, исцеления и освящения. В своем дневнике он писал: «Божественная литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии! Храм в это особенное время бывает земным небом... Литургия — постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности». Служение праведного Иоанна во время Божественной литургии было, по выражению современников, «огнебоговдохновенным». Каждый раз он вновь и вновь с трепетом и благоговением переживал встречу с Богом. Именно эти встречи укрепляли его и духовно, и телесно, поддерживая в нем огонь неоскудевающей благодати Божией, помогали выполнять свой пастырский долг с полной отдачей сил. Отец Иоанн на протяжении многих лет своей жизни нес подвиг ежедневного служения Божественной литургии, горячей сердечной молитвой испрашивая у Господа разнообразные благодеяния людям, полагавшим в молитвенном дерзновении кронштадтского пастыря свою последнюю надежду. Следуя заповеди Христовой о любви и милосердии к ближним, он поддерживал и поощрял благотворительную деятельность и сам становился вдохновителем всякого доброго начинания. Им было основано «Приходское попечительство для помощи бедным», а затем — «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими. По свидетельству очевидцев, кто бы ни обращался к о. Иоанну с просьбой, он никогда не отвечал, что это не его дело. Получая немалые деньги от благотворителей, он не имел лишнего рубля на завтра: все полученное одной рукой, он сразу же раздавал другой. Однако Господь не оставлял праведника своим попечением, ибо «милость Господня от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17). Кроме прямых пастырских обязанностей, связанных со служением в Кронштадте, о. Иоанн много путешествовал по России. Каждая его поездка становилась событием всероссийского значение. Его ждали, его звали, его встречали. Приезд пастыря всегда был праздником, ибо в нем народ видел не только служителя алтаря Господня, но и учителя, пламенного проповедника, щедрого благотворителя, доброго исцелителя, мудрого наставника слабых, утешителя страждущих. «Я живу не для себя, а для других», — говорил кронштадтский батюшка. В этих словах кроется тайна жизни и служения о. Иоанна, его всеобщего почитания, подвижничества, пастырского душепопечения и силы. Вся жизнь праведного о. Иоанна была подчинена двуединой цели: служению Богу и людям. Изо дня в день он совершал это великое служение и достиг в нем исключительных высот. Душепопечением, заботой о своих духовных чадах, желанием помочь каждому просящему было преисполнено все его более чем полувековое пастырское служение от начала и до конца. 20 декабря по старому стилю 1908 года на 80-м году жизни великий молитвенник земли Русской завершил свой земной путь. Скорбной волной прокатилась по всей России весть о кончине доброго пастыря, дорогого батюшки о. Иоанна. Его похороны превратились во всеобщий плач сынов России о своем любимом пастыре и отце. Блаженная кончина праведника стала ярким свидетельством истинности слов Священного Писания: «Честна пред Господем смерть преподобных его» (Пс. 115:6). Память народная и поныне чтит его светлый образ, который всегда будет близок сердцу и душе нашего народа. Святой праведный Иоанн, пастырь Кронштадтский, совершал свое служение в то время, когда в сознании большинства верующих людей стало затмеваться понятие о непреходящем значении сакраментальной жизни Церкви. Он стал вдохновителем евхаристического возрождения. Его мудрые наставления, проповеди, пламенное служение имеют и будут иметь всеправославное значение. Пример жизни и наследие о. Иоанна — надежное руководство в духовной жизни как для пастырей, так и для всех, «алчущих и жаждущих правды» (Мф. 5:6), ищущих душевного спасения. Его молитвами, молитвами сонма новомучеников и исповедников, предстательством всех святых в земле Российской просиявших, по милости Божией, прошли времена тяжелых испытаний для нашей Церкви. В 1989 году возродилась монашеская жизнь в Свято-Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребен всероссийский пастырь, и уже в следующем, 1990 году, при огромном стечении народа, состоялось общецерковное прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского. С тех пор и доныне возрождается основанная им обитель, восстанавливаются монашеские традиции и вновь во множестве стекаются сюда паломники со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья, дабы помолиться великому угоднику Божию, прикоснуться к месту его погребения, вдохновиться примером его жизненного подвига и служения Богу и ближним. |