|
Пролог10 2014
«Свет Христов просвещает всех», — свидетельствует Церковь. Каждый человек, независимо от национальности, социального положения и своей прошлой жизни, призван стать гражданином Царства Божия. История жизни священномученика преподобного Моисея может стать наглядным доказательством этой истины. Казалось бы, начало этой истории вовсе не предвещало, что ее герой станет великим святым и подвижником. Моисей жил в Египте в IV веке. Впервые он стал известен как главарь банды разбойников. В этом качестве Моисей снискал великую, хотя и недобрую славу. Само его имя внушало ужас. Даже среди своих товарищей по преступному ремеслу Моисей отличался невероятным упорством, мстительностью и жестокостью, чудовищной физической силою и необыкновенной смелостью. Кроме того, он был чернокожим (по-славянски "мурином"), что само по себе могло нагнать страх на простых жителей. (Представители негритянской расы в те времена в Египте встречались довольно редко). В житии Моисея даже есть рассказ об одном его разбойничьем «подвиге». Моисей питал злобу на одного пастуха за то, что тот однажды помешал ему совершить преступление, спустив на него псов. Увидав как-то своего «обидчика» по ту сторону реки Нил, Моисей решил отомстить. Он привязал к голове одежду и, зажав в зубах меч, поплыл на другой берег. Решиться на такое плавание по широкому, кишащему крокодилами Нилу мог только отчаянно смелый и недюжинной силы человек. К счастью, пастух вовремя заметил Моисея и успел скрыться. Знаменитый разбойник, однако, не остался без наживы. Он заколол четырех самых крупных ягнят, потом связал веревкою и со столь тяжелым грузом обратно переплыл реку Нил. Моисей съел мясо, оказавшееся очень вкусным, а шкуры продал и на вырученные деньги выпил вина. Каким образом столь грозный и закоренелый разбойник сумел прийти к вере и покаянию, остается загадкой, но это покаяние, действительно, совершенно переменило его жизнь. Моисей оставил разбой и своих товарищей и пошел в пустынный монастырь. Он пролил много слез, и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих, старательно исполнял все поручаемые ему работы и послушания. Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келью. Именно там с ним произошел один весьма примечательный случай. Четыре разбойника напали на келью святого. Моисей один (!) легко скрутил их всех. Разбойники, узнав в неизвестном отшельнике своего бывшего главаря, перепугались, ожидая, что он жестоко отомстит им (в своей разбойничьей жизни Моисей никогда не прощал обиды). Однако, святой, не причинив свои бывшим товарищам никакого зла, лишь отнес их, взвалив всех четырех разом на плечи, к настоятелю. Настоятель же решил отпустить их на свободу, потому что не дело монахов карать преступников. Разбойники весьма поразились, как христианская вера может изменить человека, бывшего жестокого убийцу и распутника. Они не только сами обратились ко Христу, но и убедили своих товарищей последовать их примеру. Иноческая жизнь, однако, потребовала от Моисея многих лет борьбы со прошлыми страстями. В разбойнической шайке он привык к разгульной жизни: к постоянному разврату, пьянству и обжорству. Подобные греховные желания приходили к нему и в монастыре. Чтобы бороться с ними, святой затворился в келье, все время проводил в молитве и рукоделии (монахи в те времена обычно плели коврики или корзинки), и ел очень немного хлеба, да и то только вечером после захода солнца. Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и постом, плотское вожделение, влекущее ко греху, в нем не исчезало. Когда святому стало совсем тяжело и, казалось, не было уже сил бороться, он пошел к своему духовному наставнику авве Исидору. Блаженный же Исидор повел его в верхнее отделение своей кельи и сказал ему: – Посмотри на запад! Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и готовящихся к борьбе. Потом авва Исидор сказал: – Теперь обратись к востоку и посмотри. Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также приготовившихся к борьбе. И сказал святой Исидор Моисею: – Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас. Моисей укрепился таким видением и словами старца, возвратился в свою келью и снова начал упражняться в обычном посте и трудах молитвенных. Преподобный Моисей предпринял и новый подвиг. Он стал по ночам тайно обходить пустынные кельи, и приносить каждому брату воду из колодца. Это был очень тяжелый труд, поскольку колодец находился довольно далеко от монастыря (иногда приходилось приносить воду за 4-5 километров). Особенно Моисей старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонившись над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Целый год он пролежал в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться. Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами, и, как говорится в житие, он презирал их как насекомых. Так как святой Моисей прославился своим добродетельным житием, то правитель той страны узнал о нем и отправился в скит, желая видеть авву Моисея. Не желая мирской славы, преподобный Моисей решил спрятаться в болоте и тростнике, но слуги правителя опередили его и, встретив, спросили: – Где находится келлия аввы Моисея? Он ответил: – Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, весьма лжив и проводит жизнь греховную. Они же, услышав эти слова, изумились и прошли мимо. И когда пришли к храму, то правитель сказал клирикам: – Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о том, где живет авва Моисей, то он охулил Моисея, назвав его старцем неразумным, лживым и проводящим греховную жизнь. Братия тут же догадались, что этот монах был сам преподобный Моисей, не пожелавший принимать от людей славу. Через несколько лет преподобный Моисей был рукоположен в диакона. Святой, однако, по смирению считал себя недостойным этого сана. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам прогнать диакона из алтаря. Клирики так и сделали: изгнали Моисея из алтаря, сказав: – Выйди вон, мурин! Он же, выйдя и став в отдельном месте, начал укорять себя, говоря: – Хорошо поступили с тобою, пес, хорошо поступили с тобою, мракообразный эфиоп; ибо ты недостоин, и как ты осмеливаешься войти в святое место; ты не человек: как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим? Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников. Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут варвары и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года. |