|
Пролог14 2014
Начало индикта, церковное новолетие — праздник во многом непонятный, наверное, не только людям, далеким от Церкви, но значительному числу верующих. Что значит слово «индикт», и почему новолетие вдруг приходится на сентябрь, если гражданский новый год отмечается 1 января, а богослужебный круг начинается от Пасхи и Пятидесятницы? На самом деле, церковное новолетие 1 сентября по старому стилю в свое время было одним из самых торжественных праздников Церкви. Изначально этот праздник имел не церковное, а светское происхождение. Само слово «индикт» означает «указание» (indictio) императора, которым в Римской империи устанавливались размеры подати. Эта процедура производилась в начале сентября, когда уже был собран урожай, и можно было точно установить размер налогов, которые могут заплатить подданные империи, и какие какая сумма будет необходима, чтобы обеспечить потребности государства. Каждые 15 лет производился перерасчет всех видов собственности, подлежащих налогообложению. Индиктом стали называть не только день 1 сентября, но и весь финансовый год с указанием его порядкового номера в этом 15-летнем цикле. Так год, в котором происходил перерасчет имений, назывался первым индиктом, следующий — вторым и т.д. Таким был государственно-политический смысл этой даты. Однако событие, произошедшее осенью 312 года, года первого официального индикта, придает этому летоисчислению особенное символическое значение. В этот год император Константин, впоследствии прославленный Церковью в лике равноапостольных, вступил в войну с узурпатором Максенцием, за шесть лет до этого захватившим власть в Риме и за это время успевшим стяжать дурную славу распутника и тирана. Решающее сражение должно было произойти у Мульвийского моста через реку Тибр, на котором стоял Рим, столица империи. Исход этого сражения был непредсказуем. Войско тирана Максенция в несколько раз превосходило силы Константина, но император не мог отступить: его поражение означало новую череду гражданских войн и смут в империи. Константин, как и его отец, император Констанций, и до того терпимо относился к христианам. Незадолго перед битвой он увидел в небе Крест Господень и надпись: «Сим побеждай». Ночью Сам Спаситель во сне явился императору и повелел изготовить знамя с лабарумом - христианским символом из переплетенных первых букв имени Иисуса Христа. Константин всю свою жизнь стремился познать истинного Бога, и чудесные события перед битвой у Мульвийского моста убедили его, что этот Бог — Бог христианский. Константин исполнил божественное повеление, и его войско блистательно победило превосходящие силы противника. Вскоре после победы Константин вместе со своим соправителем Лицинием издали знаменитый Миланский эдикт о прекращении гонений на христиан. У Церкви, впервые за историю ее существования, появилась уникальная возможность беспрепятственно проповедовать Христа на территории самого большого на тот момент в мире государства. Началась новая эра в истории Церкви и всего человечества. Ее начало было отмечено сменой официальной системы летоисчисления. Скорее всего, это произошло не в правление императора Константина Великого, а несколько позже, но 312 год, когда начала создаваться христианской империи, безусловно, был неслучайно выбран за начало отсчета индиктов. Само же 1 сентября церковным преданием связывается с важным евангельским событием, когда Христос, зайдя в храм родном Своем городе Назарете, раскрыл книгу пророка Исайи и прочитал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 1–2). После чего сказал собравшимся о том, что «ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4, 16–22). Так Спаситель открыл Себя людям как долгожданный Мессия, который спасет человеческий род. Этот евангельский отрывок читается в на службе и в праздник церковного новолетия. Этим Церковь напоминает, что каждый год для христианина — это лето Господне. Бог всегда рядом с нами, и сами мы всегда призваны творить дела Божии. Начало нового церковного года — хороший повод задуматься об этом. Празднование начала индикта, церковное новолетие, таким образом, в некотором смысле является воплощением непрекращающейся церковной традиции, охватывающей разные периоды библейской и церковной истории. Праздник начала нового года, который радостно отмечался в древности, остается праздником и для нас, несмотря на все календарные реформы, произошедшие за эти столетия. И празднуется он в тот же день, что и многими поколениями православных христиан. |