В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

17 2014
17 сентября - праздник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

До того, как Бог стал человеком, и во Иисусе Христе, по словам апостола Павла, людям лицом к лицу предстала вся «полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9), Творец мог показать Свои избранникам лишь чудесные образы и символы Своей славы. Одним из самых таинственных и важных ветхозаветных откровений Бога людям было явление пророку Моисею Неопалимой Купины в Хориве. Моисей в то время пас стада своего тестя Иофора. Однажды он пригнал свое стадо далеко через пустыню к священной горе Хорив и увидел, что невдалеке «терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3, 2). Когда Моисей захотел приблизиться к этому месту, Бог обратился к нему «из среды куста...: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 3-5). Моисей в страхе закрыл свое лицо. С ограниченным человеческим миром в тот момент соприкоснулась Реальность, бесконечно превосходящая всю Вселенную, саму бесконечность. Это явление непостижимого Бога не могло не вызвать благоговейный ужас у человека, оказавшегося перед лицом своего Творца.

Этот несгорающий куст («неопалимая купина» по-славянски) явился символом Пресвятой Богородицы. Тоненькие ветки кустарника не могут долго находиться в огне и не сгореть. Явление Неопалимой Купины Моисею было явным чудом. Но это необъяснимое человеческим разумом чудо было лишь образом другого неизмеримо более великого чуда Боговоплощения. Пресвятая Богородица одна из всего рода человеческого могла вместить в Себе бесконечного Бога, Творца мира. Бог — «огонь поедающий» (Ис. 30, 27) для всякого греха. Дева Мария в Своем свободном служении Господу оказалась настолько чужда всякому греху, что смогла принять Бога в Свое материнское чрево, ставшее большим целой вселенной («пространнее небес»), выносит Его как ребенка и родить в мир. При этом огонь попаляющего всякую неправду Божества не коснулся Святой Девы, поскольку в Ней не было ни капли неправды.

Во всей полноте смысл чудесного явления Моисею в Хориве открылся только во времена Нового Завета, после боговоплощения. Языком живописи он передается на иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». По преданию, эта икона была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году, а написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

Икона «Неопалимая Купина» необыкновенно богословски насыщена: кроме собственно неопалимой купины на ней присутствуют образы и других ветхозаветных пророчеств о Пресвятой Деве. Середину иконы занимает восьмиконечная звезда, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины.

Богоматерь держит в руках Спасителя и свой символ — лестницу. Имеется в виду лестница, увиденная праотцем Иаковом во сне в Вефиле. Ангелы спускались и поднимались по этой лестнице, которая стояла на земле, а верх ее касался самого неба (Быт. 28, 12). Так и Божия Матерь, родив Спасителя, соединила небо и землю, открыла людям путь к Всевышнему Богу. Поэтому уже в Древней Церкви лестница Иакова также стала символом Богородицы.

По четырем углам иконы «Неопалимая Купина» размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа. Собственно Моисей перед горящей купиной. Далее изображен пророк Иезекииль перед закрытыми вратами: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44, 1-2). В этом пророчестве свидетельствуется о приснодевстве Богородицы и уникальности Ее личности для человеческой истории. На иконе также присутствует Видение пророку Исайе Серафима: «в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис. 6, 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери. Этот образ может показаться излишне грубым современному человеку, но он необыкновенно точно показывает главную заслугу Божией Матери, Которая родив предвечного Сына, тем самым принесла в мир огонь Божества, просвещающего мир и поражающего всякую неправду.

Богоматерь, Царица Небесная, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», такие, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Таким образом символически показано, что весь мир, даже самые грозные его стихии, подчиняются Небесной Царице. Действительно, по заступничеству Пресвятой Девы верующие много раз спасались от стихийных бедствий.

В лучах огненно-красной звезды изображены символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя.

С иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» связано множество чудес. В XVII веке стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин однажды был несправедливо обвинен перед царем и не надеялся уже оправдаться. Колошин стал усердно молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила, что конюший ни в чем не виновен. Царь велел повторно исследовать дело Колошина и убедился в его невиновности. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», и построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680 году.

В Предании описаны и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще, в старые времена люди, жившие в окрестностях храма замечали, что там бывают очень редко пожары, да и те очень незначительные, несмотря на то что это место было застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывали особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь.

В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имелась чудотворная икона «Неопалимая Купина». Она написана по следующему случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ «Неопалимой Купины» и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находилась в Кремле, а после революции сохранялась в храме в честь Неопалимой Купины в Хамовниках. В годы гонений храм был разорен и уничтожен, и образ пропал, но сохранилось множество списков. Сохранилась и чудотворная икона в Славянске. Образ Неопалимой Купины и в наши дни широко почитается православными верующими, ищущими заступничества Божией Матери в житейских бедствиях. Православные знают, что икона – это не «оберег», который достаточно повесить в доме, чтобы «защитить» его от пожара. Это – образ, перед которым необходимо искренне молиться, в надежде, что Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, подаст нам то, что будет полезно – и в настоящей жизни, и в будущем веке.

Использованы материалы сайтов
Традиционная русская икона и Православие.ru
Закон Божий


Яндекс.Метрика