В единстве с Богом!
Поиск






Пролог

вернуться

20 2014
20 сентября - день памяти преподобного Макария Оптинского

20 ноября 1788 года в семье коллежского асессора Николая Михайловича Иванова и его жены Елизаветы Алексеевны родился первенец, наречённый при крещении Михаилом, в честь святого князя Михаила Тверского. Из всех детей Елизавета Алексеевна выделяла именно его, тихого и кроткого, считая, что ему в жизни уготован особый путь: «Сердце моё чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное!»

Юный Михаил был одарённым ребёнком, много читал, любил музыку, отлично играл на скрипке. Уже в 14 лет он начал служить в казначействе, а через три года получил назначение на пост начальника стола счётной экспедиции в Курске. Но управлять родовым имением после смерти отца он не смог. Родственники сетовали, что из-за его доброты и безотказности по отношению к крестьянам и соседям они терпят убытки.

Осенью 1810 года Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь, что недалеко от Брянска. Впоследствии он вспоминал, что когда «очутился здесь, то испытал такой восторг, что не знал, где нахожусь — на земле или на небе, а все монашествующие казались яко ангелы Божии». Молодой человек окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Он прислал братьям отречение от своей доли наследства и просил сделать лишь одно: построить часовню на могиле родителей.

Двадцать три года провёл Макарий (такое имя получил Михаил при постриге в монашество) в Площанской пустыни, изучая творения отцов древней Церкви в переводе Паисия Величковского. Эти переводы вывез из Молдавии последователь отца Паисия, иеросхимонах Афанасий (Захаров) и, занимаясь их исследованием, приобщил к этому труду и Макария, что послужило предуготовлением к новой для него деятельности. Отец Макарий не только изучал эти переводы, но и переписывал их уставом (торжественным церковным письмом).

По совету старца московского Новоспасского монастыря Филарета отец Макарий перешел в 1834 году в Оптину пустынь. Через 2 года его назначают духовником всей оптинской братии, а в 1839 — скитоначальником. Впоследствии его благословили на подвиг старчества — духовного окормления монашествующих и мирян. Под духовным руководством старца Макария многие оптинские иноки стали известными церковными деятелями. Святитель Игнатий (Брянчанинов), безгранично уважавший старца Макария, впоследствии писал: «Отец Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал… с целью угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении… Он — лучшее, чего бы можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России».

Смиренное слово отца Макария было словом действенным, словом со властью. Оно заставляло повиноваться и верить неверующего. «Где же искать христианину утешений, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он — наш Создатель, но веровать, что Он и промышляет о нас всесильной Своей десницей и все устраяет для нас на пользу».

Через старца Макария началось сближение с монашеством представителей русской науки и литературы. Для бесед с ним в Оптину приезжали Алексей Толстой, Иван Хомяков, Николай Гоголь, Алексей Муравьев, чета Киреевских. С супругами Киреевскими отца Макария связывало не только духовное родство, но и совместная работа. Под его руководством и ближайшем участии Киреевских с 1849 года впервые начали издаваться на современном русском языке творения величайших аскетов древности. Труды аввы Дорофея, Максима Исповедника, Феодора Студита, Варсонофия Великого, Симеона Нового Богослова и других авторов, составившие многотомное «Добротолюбие», увидели свет. Истины Православия, сокровища монашеского опыта и внутреннего духовного делания впервые проникли в русское общество. Они оживили духовную жизнь не только иноков, но и мирян и, в конечном итоге, изменили во многом поверхностный взгляд на Православие. Жизнь монашества, служившая в течение восьми веков единственным образцом духовной деятельности, предстала отныне под другим углом зрения..В дальнейшем под руководством отца Макария издавались и произведения русской аскетической литературы, что привело к связям с богословской и академической средой. Учёный русский мир обратил внимание на Оптину пустынь, где нашёл знакомую культурную почву. Библиотека самой обители являлась одной из лучших духовных библиотек России. Она включала 7000 наименований, причем это были лучшие духовные книги, изданные в России.

Жизнь отца Макария сочетала высокое подвижничество и, одновременно, служение миру. Его духовные наставления и доныне вдохновляют, утешают, окрыляют, врачуют, просвещают. «Когда полагаетесь на Бога, то Он устроит всё во благое. Читайте Евангелие, там найдёте путь, истину и живот; сохраняйте православную веру и уставы Святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям». Преподобный Макарий завершил свой земной путь 7 сентября 1860 года по принятии Святых Христовых Таин. Кончина его была мирной и тихой, простой и вместе величественной, как и вся его жизнь…

Бывший управляющий канцелярией Священного Синода, Петр Иванович Соломон возвращался в начале сентября из Палестины в Россию. Однажды во сне ему представилось множество святых иерархов, в числе которых был и его духовный отец — старец Макарий. Петр Иванович никак не мог понять, как и почему отец Макарий явился среди почивших святых? Это стало понятно, когда Петр Иванович приблизился к Оптиной. В тридцати верстах от нее он узнал о кончине отца Макария, и что она последовала в тот самый час, когда Петр Иванович во сне видел старца, мимо него проходившего в сонме святителей…

Преподобный Макарий Оптинский прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Память его празднуется 20 сентября, в день кончины, и 24 октября, в день Собора преподобных Оптинских старцев.

По материалам православных интернет-ресурсов

Закон Божий


Яндекс.Метрика