|
Пролог28 2014
Воскресший Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь, повелел им: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (Мк. 16, 15)... научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19)». Действительно, за короткое время свидетельство о Христе дошло «даже до края земли» (Деян. 1, 8), даже до самых диких и отдаленных народов античного мира. Одним из этих народов стали готы. Первоначально готы жили в Скандинавии, на самом краю обитаемого мира, вдали от цивилизованных стран. Незадолго до Рождества Христова они стали переселяться на юг и постепенно к IV веку заняли значительную территорию к северу от Дуная от реки Олт (в современной Румынии) до Причерноморских степей Южной России и Крыма. Как и прочие варвары, готы с переменным успехом совершали грабительские набеги на Римскую империю. Равноапостольный император Константин, при котором Римская империя приняла христианство, сумел на время умирить воинственный народ. В 322 году он заключил договор с готами, предоставлявший им статус федератов (союзников). По этому соглашению готские короли обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках. Дипломатия Константина Великого почти на три десятилетия обеспечила мир между Римской империей и готами. Именно в это время проповедь христианства в готской земле достигла наибольшего успеха. Готы в свое время сыграют большую роль в позднеантичной и средневековой истории Европы, их именем даже назовут самый значительный художественный стиль Средневековья (готика). Однако, в конце III-начале IV века, когда к готам пришла проповедь Евангелия, этот народ еще представлял собой множество воинственных кочующих племен, живущих примитивным хозяйством и грабежом. Христианство удивительно быстро стало распространяться в этой варварской и, казалось бы, не приспособленной к принятию высокого нравственного учения среде. Тем не менее, слово Божие зажгло сердца многих дотоле диких язычников и уже в 341 году готов-христиан стало так много, что им поставили епископа Вульфилу. Сам гот по происхождению, Вульфила по праву получил звание «Моисея готов»: подобно тому, как Моисей вывел евреев из египетского рабства, первый епископ готов вывел свой народ из рабства язычества к свободе служению истинному Богу. Вульфила перевел на готский язык богослужения и многие книги Ветхого и Нового Завета. Христианская община росла. Распространение истинной веры не могло не вызвать ненависти в ожесточенных сердцах языческих готских королей и знати, жаждавших новых грабительских войн и завоеваний. Христианская вера, проповедавшая любовь, мир и единение всех людей во Христе, явно противодействовала этим хищническим устремлениям. Первое гонение на христиан началось в 348 году, его инициатором стал король Атанарих. Вульфила был вынужден вывести большинство готских христиан за Дунай на территорию Римской империи. Император Констанций взял их под свое покровительство. Когда впоследствии языческие готские короли начнут новую войну с Римом, готы, выведенные Вульфилой, останутся верными христианской империи, поставив свою веру выше национального чувства. Несмотря на вынужденное бегство готской христианской общины, христианство к югу от Дуная не было полностью уничтожено. На территории, занятой готами, осталось много христиан. Одним из них и был великомученик Никита. Он был полководцем у готского князя Фритигерна, сочувственно относившегося к христианам. По свидетельству жития, Никита дерзновенно и успешно проповедовал Христа среди своих соплеменников. Фритигерн, у которого служил святой, был главным противником короля Атанариха, гонителя христиан. Их противостояние вскоре переросло в междоусобную войну. К несчастью, в этой войне победил рьяный язычник Атанарих. Победа над соперником, а затем и над римской армией развязала руки нечестивому королю, и в 369-372 годах он осуществил новое гонение на христиан, еще более жестокое, чем первое. Атанарих повелел всюду возить на телеге деревянный идол и сжигать заживо всех, кто откажется ему поклониться. В это страшное время Никита убеждал своих собратьев христиан не отрекаться от истинного Бога ради позорного служения деревянному болвану. Сотни готов приняли мученическую смерть за Христа. Около 372 года был схвачен и великомученик Никита. Атанарих подверг его особенно жестоким и изощренным пыткам. Жестокому правителю было важно, чтобы от истинной веры отрекся столь знатный и почитаемый всеми человек как Никита. Однако все усилия Атанариха были напрасны: святой смело и дерзновенно продолжал исповедовать Христа. Бесчеловечный король приказал сжечь Никиту, и святой в огне предал душу Богу. Но случилось чудо: огонь совершенно не опалил его тело. Посрамленный и разгневанный Атанарих бросил останки Никиты непогребенными на съедение зверям, однако мощи святого оставались нетронутыми пока их не забрал Марианн, христианин из Мопсуестии (город в Малой Азии), который находился в земле готов по какому-то делу. Опасаясь за свою жизнь, он отправился за телом святого ночью, когда его не могли схватить воины Атанариха, и в темноте при дожде и ураганном ветре долго не мог их найти. Тогда над мощами великомученика Никиты зажглась звезда, по которой Марианн и обнаружил их. Тело святого было перевезено сначала в Мопсуестию, потом в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны. На Руси святой великомученик Никита издревле почитался как покровитель воинства и твердый поборник на невидимого врага. В честь его нашими предками были воздвигнуты многочисленные храмы и обители, одни из которых были уничтожены в советское время, а другие ныне возрождены и действуют вновь. |