|
Пролог21 2014
Пророк Захария принадлежал к священническому роду и был предпоследним из ветхозаветных пророков. Как и пророк Аггей, он был рожден во время Вавилонского плена и в довольно раннем возрасте возвратился на родину, в Иерусалим. В самой книге Захарии сказано, что пророк был «сыном Варахииным, сыном Аддовым» (Зах. 1:1,7). Такое двойное отцовство может быть по-разному истолковано. По мнению одних толкователей, Варахия был отцом Захарии по плоти, а Адда (Аддо, Иддо) был наставником, как бы духовным отцом Захарии. По другой же, более простой и поэтому вероятной версии, «сын Аддов» относится не к Захарии, а к Варахии, и соответственно Адда, глава священнического рода, пророк и один из духовных вождей еврейского народа, был просто дедом пророка Захарии. Тем более, что в еврейском оригинале слово «бен» могло означать и «сына» и просто прямого потомка какого-либо человека. В других книгах Священного Писания Захария называется просто «сыном Адды» (1 Езд. 5, 1; 6, 14; Неем. 12, 16); пропуск имени Варахии в данном случае может объясняться тем, что авторам важнее было упомянуть родство Захарии с видным деятелем духовного возрождения Иудеи после Вавилонского плена, чем с Варахией, человеком, ничем не известным, умершим, судя по всему, в достаточно молодом возрасте. Как бы то ни было, благодаря своему воспитанию и происхождению, уже в юном возрасте Захария мог пользоваться серьезным авторитетом у соплеменников. Действительно, впоследствии, после смерти Адды он стал главой своего священнического рода, при первосвященнике Иоакиме (Неем. 12, 16). Долгие годы Захария был совестью своего народа: через него Бог открывал людям Свою волю, он наставлял, обличал и ободрял своих соплеменников, с его именем связаны многие исторические события, в первую очередь, восстановление Иерусалимского храма. Книга пророка Захарии, поэтому, представляет собой не единое произведение, а скорее сборник пророчеств, сказанных в разное время и по разным поводам. Самые важные из них, безусловно - пророчества о грядущем Мессии, Спасителе человечества. Свое пророческое служение Захария начал в 520 году до Р.Х., когда он бы еще совсем молодым человеком. Его пророчество стало продолжением проповеди пророка Аггея, призвавшего иудейский народ восстановить Иерусалимский храм. Возвращение из Вавилонского плена и последовавшее за ним возрождение духовной и государственной жизни Иудейского царства, как это часто случается в переломные эпохи, способствовали росту эсхатологических чаяний народа: многие ожидали Мессию прямо сейчас, появлялось лжепророки, которые даже называли точные даты Его пришествия. При этом нравственное состояние людей, как можно судить и по пророческим и по историческим книгам Ветхого Завета того времени, было весьма неблагополучным. Главная цель пророческих откровений Захарии, поэтому, заключалась в том, что развеять необоснованные мессианские надежды современников: показать, что обещанный древними пророками Спаситель придет еще не скоро, иудейскому народу еще не раз придется доказать свою верность истинному Богу перед лицом языческих народов, пережить новые завоевания и рассеяние по лицу земли. Часто бывает, что напрасные ожидания, когда они не оправдаются, ведут людей к отчаянию. Поэтому Захария особенно ярко и радостно, выделяясь этим даже среди других пророков, говорит о грядущем, пусть и неблизком для его современников, торжестве истинной веры, которое наступит после Воскресения Спасителя: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, <…> и прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут моим народом, и Я поселюсь среди тебя и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. <…> Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего» (Зах. 2, 10-11, 13). Захария приводит многие детали прихода Спасителя, которые, наверное, казались современникам пророка загадочными, истинный смысл которых открылся только тогда, когда эти пророчества исполнились. Так пророк Захария предсказывает, как Спаситель войдет в Иерусалим перед Своими страданиями и воскресением: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Зах. 9, 9). Подобные слова могли вызвать недоумения у слушателей: Мессия, Царь, по представлениям большинства современников Захарии, который подчинит все народы земли, должен был бы войти в столицу своего царства с торжественной процессией, по крайней мере, на коне, а не мелкой рабочей скотинке. Войдя в Иерусалим, сидя на осленке, Христос показал, что Его царство не такое, какое ожидал от Него народ: это не могущественное земное царство, а смиренное духовное царство любви и правды. Захария предсказал также бегство учеников Спасителя при Его аресте в Гефсиманском саду: «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13, 7); помрачение солнца во время распятия Христа : «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. (Зах. 14, 6-7); и внезапное прозрение народа на Голгофе: «На жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». (Зах. 12, 10). Но, наверное, самое важное пророчество Захарии, которое читается в церкви в Страстную пятницу, касается предательства Иуды: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника». (Зах. 11, 12-13). В этом пророчестве рассказывается о сбывшихся евангельских событиях: о том, как Иуда за тридцать сребреников предал своего Учителя, потом прежде, чем удавиться, бросил эти деньги в храме; первосвященники сочли непозволительным положить эти деньги в церковную сокровищницу, «потому что это цена крови», и «купили на них на них землю горшечника, для погребения странников» (Мф. 27, 3-10). В Евангелии от Матфея это пророчество приписывается Иеремии (Мф. 27, 9-10). Не стоит думать, что в данном случае евангелист Матфей просто случайно перепутал имена пророков: в Священном Писании не может быть ничего случайного. У Иеремии, действительно, упоминается и дом горшечника (Иер. 18, 2), и таинственная покупка земли (Иер. 32, 6-9), безусловно, имеющие отношение к предсказанию о предательстве Иуды. Пророк Захария лишь продолжил пророчество своего предшественника, связал воедино разные детали и добавил новые. Поэтому евангелист Матфей и дал не ссылку на более раннего по времени пророка. По преданию, гробницы пророков Захарии, Аггея и Малахии находятся вблизи Елеонской горы на участке земли, называемом Карм-эль-Хараб, который был куплен у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. |