В единстве с Богом!
Поиск






Нужно ли рационализировать религию? Только если хотим её уничтожить

Что стоит за требованием рационализации религии?

Русскую Православную Церковь всё чаще обвиняют в фундаментализме и требуют от неё обновления – сделать религию «совместимой с современной реальностью». Требуют прежде всего те, кто ратует за «рационализацию, гуманизацию и либерализацию» всех сфер жизни российского общества, при этом не являются верующими, но говорят о фундаментализме, рассматривая лишь внутрицерковные проблемы. Уловка здесь в том, что за фундаментализм выдают традиционализм РПЦ как следование богословским догмам и их защиту, а также производную от этого позицию, призывающую православных «к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности» [1].

Ведь очевидно, что нужно отличать традиционализм РПЦ как сохранение предания и деятельность в рамках православных ценностей от феномена фундаментализма, определяемого как собирательное наименование крайне консервативных этических и социальных движений, использующих религиозные (и не только) идеи, но действующих вне Церкви в сопротивлении безграничному расширению в современном обществе процессов глобализации и секуляризации.

Поэтому за требованием рационализации религии сегодня уже не стоит борьба с якобы ложным религиозным мировоззрением в стремлении построить «светское общество» или «секулярный мир». Оказалось, что с развитием научно-технического прогресса религия сохранила своё общественное влияние и значимость, а вот секуляристская уверенность в том, что в ходе модернизации религия непременно исчезнет – потерпела фиаско. С распадом СССР как последней масштабной попытки построения «нового общества» сугубо на рациональных основаниях обострилась потребность в пересмотре «веры в человеческий разум». И теперь рационализация религии выражает требование спуститься Церкви до уровня «светскости», то есть обновится по примеру западных христианских конфессий, иначе любые действия РПЦ будут рассматриваться как фундаменталистские.

Так следует ли Церкви опускаться до уровня неоправдавшего надежд секуляризма? В качестве примера того, что вступление на путь уступок «человеческим слабостям» деструктивно для религии (и потому этот опыт надо обязательно знать и учитывать его в дискуссиях о рационализации религии), приведём аргументы Максима Саморукова, которого сложно заподозрить в симпатиях к РПЦ. Этот автор статьи «Скандинавия за три года уморит голодом всех исламских фанатиков»[2] обращает внимание на то, что сейчас в Скандинавии проживающие там мусульмане столкнулись с беспрецедентной мировоззренческой проблемой, вызванной астрономическими особенностями мироустройства – сверхдолгий, почти в 20 часов, летний световой день вынуждает правоверных мусульман либо жестоко голодать, либо отказаться от предписаний шариата.

Исламский пост как современная богословская проблема

Как известно, шариат предписывает мусульманам поститься в месяц Рамадан, когда не должно пить и есть от восхода солнца до его заката. Имеются, конечно, и исключения – они касаются тех, кто очень стар или мал, кто болен, находится в состоянии беременности или путешествует. Проблема исламского поста в том, что дата его начала устанавливается не по солнечному, а по лунному календарю, из-за чего этот день постоянно сдвигается. В связи с чем увеличивается и длительность дневного воздержания. Такое изменение почти не заметно в Мекке, но принципиально важно в странах, расположенных рядом с Полярным кругом.

Сегодня число мусульман в Финляндии, Швеции и Норвегии уже сопоставимо с активной частью христиан, т.е. с теми, кто регулярно посещает храм. В 2013 году 21 июля, когда начался Рамадан, в Хельсинки, Стокгольме и Осло солнце закатывалось в 22, а восходило в 5 часов. Это значит, что правоверные мусульмане не пили и не ели по 17 часов. Но совсем уже скоро в 2015 году, когда Рамадан начнётся 18 июня, световой день в столицах скандинавских стран составит 19 часов. А на самых северных территориях этих стран солнце и вовсе не будет садиться. Что же делать в таком случае мусульманину? Менять столь трудно заполученное и такое комфортное новое место жительства или нарушить одно из пяти главных правил ислама – не соблюдать пост?

Мнения имамов из Скандинавии разделились

Одни, более прогрессивные, придерживаются той, точки зрения, что не следует понимать догмы ислама буквально и ссылаются на расхожее выражение, будто «важен дух, а не буква закона». Это значит, что скандинавские мусульмане обязаны поститься, однако по времени восхода и захода солнца в Мекке, а не по местным реалиям, создающим нереальные испытания для веры. При этом сразу же ими подчёркивается, что начав соблюдать это правило, придерживаться его надо и всегда, чтобы не впасть в грех чревоугодия в не менее длинные зимние ночи, когда Рамадан вновь сдвинется на зимние месяцы.

Другие имамы, напротив, требуют безусловного следования традиции. Они настаивают, что ислам не может изменяться из-за географических условий, а по сему, если мусульманин выбрал себе в качестве места жительства столь непростую для него страну, где день и ночь могут составлять почти всё время суток, то он должен поститься в соответствии с этими условиями. Но и здесь сразу же появилась оговорка: если мусульманин живёт там, где Рамадан пришёлся на полярный день, то поститься следует не по времени Мекки, а того ближайшего города, где солнце хоть когда-то садится. По мнению сторонников такой точки зрения никакие жалобы и оправдания здесь не уместны. Более того, они уверяют, что в скандинавской прохладе поститься несоизмеримо легче, чем в жаркой Аравии.

Однако оба варианта деструктивны.

Те имамы, которые придерживаются буквального понимания догмы, обрекают верующих на жестокое и для многих очевидно непосильное испытание – лишь единицы выдержат каждый раз не пить и не есть по 19-20 часов в течение месяца. А как, скажите, при таком ограничении ещё и работать, где взять силы-то? Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы предположить, что в таком случае очень высока вероятность, что большинство между нормальной жизнью и требованиями религии выберут те условия жизни, к проживанию в которых они и стремились, так далеко забравшись от Мекки.

А те имамы, которые готовы «идти в ногу со временем» и обновлять трактовку догмы в соответствии с меняющейся ситуацией (для чего они и придумали уловку со временем поста по Мекке), уверены не менее своих оппонентов в том, что совершенно правильно всё делают. Ведь они рационализируют, гуманизируют и либерализируют древние законы, не меняя их духа, а лишь устаревшую форму, благодаря чему религия не отрывается от жизни, но становится совместимой с современной реальностью. Сомнение в пользе таких решений порождает печальный опыт других конфессий, свидетельствующий о том, что рационализация религии – верный способ её уничтожения.

Горькие плоды рационализаторства

Попытки внести разумное начало в христианство делались давно и неоднократно. Самая масштабная из подобных попыток – это, конечно, Реформация. Да, протестантизм более логичен и прагматичен, чем католичество, но не менее логичен и тот результат, к которому пришли протестанты: если в католических странах службы в церкви где-то больше, а где-то меньше, но до сих пор собирают людей, то в протестантских странах картина совершенно иная – там в храмах уже давно размещают музеи, библиотеки, театры и иные учреждения культуры из-за полного, как говорят прагматичные люди, отсутствия спроса на обряды, церемонии, молитвенные собрания и прочую культовую деятельность.

Впрочем, и Католическая церковь в течение всего ХХ века ради сохранения лояльности паствы шла на самые разные уступки. Показательно здесь то, что ещё в середине прошлого века Папа Римский постановил, что обязательно надо поститься лишь два дня в году – в Пепельную среду и Страстную пятницу, когда не воздерживаться уж совсем грешно будет. Этот и подобные ему шаги, казалось бы, должны помочь верующим сохранить свою веру в условиях современного общества. Но на практике всё вышло ровно с противоположным знаком – число католиков в Старом свете постоянно уменьшается, несмотря на всё новые и новые уступки со стороны Католической церкви.

По данным М.Саморукова, Шведская лютеранская церковь является просто рекордсменом по числу все возможных уступок в пользу рациональности, гуманизма и либерализма. Там уже разрешили, как кажется, уже всё-всё: паства сама избирает себе пастора, женщин посвящают в сан, однополые пары венчают. И что, стало лучше, стало больше прихожан, ну или хотя бы их не стало меньше? Не тут-то было – количество прихожан буквально тает на глазах. Эти нововведения не только не помогли сомневающимся и потому ищущим послаблений, но и оттолкнули действительно верующих людей. Так, число посещений в течение года воскресных служб сократилось в два раза. Хотя бы раз в неделю в лютеранскую церковь ходит не более 90 тыс. шведов. А это уже менее 1% населения.

Поэтому, с учётом исторического и современного опыта рационализации религии, нет оснований для оптимизма тех, кто требует от православия или ислама обновления. Даже на бытовом уровне потакание прихотям и сиюминутным желаниям не является действенным инструментом воспитания. Не следует также поддаваться на уловку отождествления традиционализма Церкви с фундаментализмом тех, кто использует религиозную риторику в экстремистских целях. Ведь какую бы риторику не использовал экстремизм, религиозную или антирелигиозную, он так и остаётся экстремизмом – уголовно наказуемым деянием.

Примечания:

1. Основы социальной концепции русской Православной Церкви. Раздел I.3. См. подробнее: https://www.patriarchia.ru/db/text/141422

2. Саморуков М. Скандинавия за три года уморит голодом всех исламских фанатиков // https://slon.ru/world/skandinaviya_vymorit_golodom_vsekh_islamskikh_fanatikov_k_2015_godu-819619.xhtml

Выскажите своё мнение в комментариях или задайте интересующий вас вопрос по этой теме.

Закон Божий


Яндекс.Метрика