В единстве с Богом!
Поиск






Религия раскалывает общество? Есть возражения

О том, что вызывает беспокойство

Вынесенный в заголовок вопрос возник после обнародования 22 сентября 2013 г. результатов исследования, выполненного Центром изучения современных идеологий Института глобализации и социальных движений (ИГСО) [1]. Эксперты заявили, что политизация религии ведет к обострению межконфессиональных отношений в России, так как апелляция к религиозным традициям для обоснования законодательных новшеств не встречает безоговорочного понимания и поддержки, зато повышает напряженность в обществе. Свой вывод эксперты основывают, прежде всего, на том, что «общефедеральное влияние РПЦ оборачивается становлением де-факто шариатских республик кое-где на Северном Кавказе, а в будущем, возможно, и в Поволжье» и «при этом 53% русских и 45% представителей титульных традиционно православных этносов Поволжья и Сибири готовы голосовать за конфессиональную православную партию. В то же время свыше 44% населения республик России с титульными мусульманскими этносами готовы отдать голос исламской партии».

В ходе обсуждения этих заявлений в пространстве русскоязычного интернета появились мнения, будто наблюдаемое сейчас (после принятия так называемого закона о защите чувств верующих) [2] усиление Русской православной церкви неизбежно побуждает другие конфессии к реваншу хотя бы на уровне регионов. Потому и картина будущего нашей страны рисуется в мрачных тонах – если так будет продолжаться и дальше, то Россию может ждать распад на множество «религиозно-шовинистических республик».

Почему религия вновь вышла на первый план

Действительно ли наблюдаемую тенденцию усиления РПЦ корректно определять как «политизацию религии»? Ведь скорее, наоборот, это не политизация религии, а компенсация выявленной в прошлом веке в опыте СССР неустойчивости власти, опирающейся исключительно на рационалистическую модель развития общества. Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем, есть попытка обрести необходимую устойчивость в поиске нового баланса между светским и религиозным. И такой поиск нацелен на создание более гармоничного общества.

Ведь именно церковь сегодня – единственный институт общества, который ставит под сомнение безоглядную легализацию того, что безнравственно, а потому и считалось ранее как преступление или извращение. Церковь одна из немногих, кто сейчас обосновано критикует столь неоднозначную концепцию «естественных прав человека», абсолютизирующую ценность индивидуального выбора даже тогда, когда такой выбор наносит ущерб выбору других.

Например, выбору большинства как в случае установленного в юридических нормах запрета на критику гомосексуального образа жизни через отнесение таких действий к гомофобии. Получается, критиковать геев нельзя, даже если ты обосновываешь свою позицию свободой вероисповедания и свободой гендерного самоопределения, а геям даны особые права для пропаганды своего образа жизни – см. об этом резолюцию Европарламента «О гомофобии в Европе». И это лишь один пример усиливающейся дискриминации большинства!

Есть потребность в религиозном мировоззрении

Возвращение религии в общественную жизнь – это, быть может, самое главное, что происходит сегодня со всеми нами. От того, как будет проходить это возвращение, во многом и зависит будущее нашей страны – то, как мы выйдем из ситуации глобального мировоззренческого кризиса. Дело в том, от всех проектов ХХ века по построению секулярного общества, самым масштабным из которых был СССР, осталось одно «общество потребления» вкупе с очень примитивным пониманием демократии как якобы единственным путём к построению такого общества.

Тогда как до сих пор не преодолённый экономический кризис демонстрирует, что даже и столь идейно непритязательную конструкцию как «общество потребления» в глобальном варианте реализовать нельзя. И проблема тут не столько в известной ограниченности ресурсов и экологических пределах экономического роста. Об этом знали уже более полсотни лет. А, прежде всего, в том, что при воплощении этого секулярного проекта деформируется сам человек. Об этом соотечественников предостерегла Русская православная церковь ещё с середины 90-х, когда после снятия «железного занавеса» кругом царила эйфория якобы «полной свободы».

Потому сейчас религия и вернулась на первый план в жизни общества – нужно сбалансировать ценностную недостаточность рациональности в решениях повседневных проблем. И активизация «антимракобесов», иначе говоря тех, кто обвиняет огульно всех верующих в «глупости» и «агрессии», тому лишь подтверждение – есть явно наметившаяся тенденция к всё возрастающему влиянию религии и религиозных институтов на общественную жизнь в России и в мире. Есть, образно говоря, запрос на религиозные ответы на волнующие вопросы. И те, кто действительно задумывается о развитии общества, обращается к религии!

1. Подробнее: https://www.rosbalt.ru/main/2013/09/22/1178448.html

2. Точнее, это: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан"

Закон Божий


Яндекс.Метрика