|
|
Христианство в современном мире:
мощный подъём и идейное лидерство
Начало этого века ознаменовалось стремительным религиозным возрождением – неожиданным для экспертов, глобальным и идейно насыщенным. Для христианства особенно показательны ситуации в США с взрывным ростом евангелических направлений протестантизма и в России с беспрецедентным возрождением православия. Отмечают также быстрое увеличение числа христиан в Южном полушарии – Африке, Латинской Америке и Азии. Значимо и то, что широкую поддержку по всему миру получил подъём консервативных, традиционных и ортодоксальных движений, предлагающих христианский ответ «обществу потребления».
Сухая статистика
В исследовании под названием «Ландшафт мировых религий» [1] подчёркивается, что самой распространенной религией является христианство – в Иисуса Христа верит каждый третий житель планеты. Приверженцев христианства более 2,2 млрд человек. Внутри христианства почти каждый второй христианин определяет себя как католик – это около 50%, протестантом – 37%, а православным – 12%. Оставшийся 1% образуют представители малочисленных христианских течений.
В плане географии складывается следующая картина: больше всего христиан живет в Европе – 26%, в Латинской Америке, на Карибах и в Субсахарной Африке (южнее Сахары) по 24%. Меньше всего христиан – около 1% – проживает в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Христиане составляют большинство населения в 157 из 232 стран и территорий.
Россия занимает четвертое место среди стран с наибольшим христианским населением. В нашей стране проживает 4,8% христиан всей планеты. Больше только в США – 11%, Бразилии – 8% и Мексике – 5%.
Христианство – это молодая по возрасту последователей религия. Средний возраст христиан составляет 30 лет. Это немало, если учесть, что средний возраст жителей всей планеты 28 лет.
Стара теория, да верится с трудом
Эксперты компании Gallup на основании собственного исследования установили, что россияне показали себя в вопросах веры среднестатистическими землянами: 55% жителей России указали свою принадлежность к какой-либо конфесии, 26% – самоопределились как верующие вне конфессий (как правило, это объясняется тем, что люди считают себя верующими, но не входят в религиозные общины), а 6% – убежденными атеистами [2]. И сделали вывод в русле старой теории секуляризации: бедные страны более религиозны, чем богатые, а «образованные» менее религиозны, чем «необразованные».
Но в действительности это не так. Один из основателей теории секуляризации Питер Бергер неоднократно заявляли, что гипотеза о неизбежном упадке религии в условиях модернизации оказалась ложной: да, есть примеры стран, где модернизация имела определенный секулярный эффект; но также немало примеров того, что модернизация общества вызывала мощное религиозное движение [3]. Поэтому нельзя упрощённо трактовать отношения между религией и современностью и тем более утверждать, что религиозное мировоззрение архаично и не может использоваться для решения проблем в жизни общества.
Религия как основа выхода из кризиса
Сегодня всё больше примеров того, когда христианство является основой при решении сложных политических, экономических и межконфессиональных проблем. Особенно остро это проявилось в Сербии и Македонии, где повышение уровня религиозности сохранило само общество в ситуации пограничного сосуществования с агрессивной «враждебной» культурой.
Обратим внимание и ещё на один интересный факт – среди наиболее религиозных стран много православных – помимо упомянутых Сербии и Македонии, это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Румыния и Молдавия. Именно в этих странах религиозность сильно выросла. Ведь кроме экономических и политических факторов имеет значение и культурная традиция – многовековая установка православия на консолидацию общества, поддержку государства в кризисных условиях.
А вывод о том, что высокий уровень образования влияет на снижение религиозности, не работает в большинстве стран. В России, например, среди самых религиозных православных (тех, кто часто посещает храм) большинство с высшим образованием. Этот процент выше, чем тех, кто имеет высшее образование среди неверующих.
И вот что показательно, Россия – мировой лидер по сокращению доли атеистов среди населения: если в 1998 г. атеистов было 18,5% от населения страны, то в 2008 г. уже 6,8% [4].
Христианские корни «экономических чудес»
Здесь речь пойдёт не о США, Германии или Бразилии. Эти «истории успеха» уже хорошо известны.
В качестве одного из примеров неразрывной связи христианства со становлением современного, экономически развитого национального государства обратимся к экзотической для нас стране – Южной Корее, где христиане (а это 37%) составляют самую активную, влиятельную и быстро растущую группу. Поэтому «корейское чудо» имеет чётко определённую основу – исторически успех объясняется тем, что христианство стало опорой как для модернизации, так и для корейского национализма.
По мнению Андрея Ланькова, «христианство здесь стало не только религией Иисуса Христа, но и религией Ньютона, Коперника и Адама Смита. Оно ассоциировалось не только с верой в слово Божье, но и с верой в прогресс, технологию, рациональное устройство общества, равенство людей перед законом, права человека – в общем, с верой в модернизацию и ее ценности» [5].
В итоге, в корейском обществе сформировалось понимание христианства как религии прогресса – корейцы уверены в том, что только экономический рост и научно-технические достижения не решат проблемы их страны, а потому в нынешней Южной Корее по меркам современного секулярного мира необычно много всерьез верующих людей, и почти все они христиане.
Примечания:
1. Исследование проведено Форумом по религиозной и общественной жизни при Pew Research Center (Вашингтон) и считается одним из самых глубоких и полных исследований мировых религий См. подробнее: The Global Religious Landscape // https://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/
2. По результатам ежегодного глобального международного опроса ассоциации Gallup International/WIN «Глобальный барометр надежды и отчаяния». См. подробнее: Global Barometer on Hope and Despair // https://www.wingia.com/web/files/news/38/file/38.pdf
3. Berger P. Questions of Faith: A Skeptical Affirmation of Christianity. Blackwell Publishing, 2004.
4. Данные Национального центра изучения общественного мнения (NORC) при Университете Чикаго. См. подробнее: International Perspectives on Theism // https://www.norc.org/NewsEventsPublications/PressReleases/Pages/international-perspectives-on-theism.aspx
5. Ланьков А. Религия прогресса и развития // https://expert.ru/expert/2013/01/religiya-progressa-i-razvitiya/
|