Святой апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову. Он родился в киликийском городе Тарсе в Малой Азии. Город славился греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев и вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе он получил первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой. В его
последующих речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Для продолжения образования и воспитания родители отправили Савла в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который считался знатоком Закона. Несмотря на принадлежность к партии фарисеев, Гамалиил был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости.
В Иерусалиме, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки. Это потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника): после завершения
образования он проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой.
Савл одобрил убиение архидиакона Стефана (по некоторым свидетельствам, его родственника) и даже охранял одежды побивавших святого мученика камнями. Савл получил разрешение Синедриона официально преследовать христиан за пределами Палестины.
Господь, усмотревший в Савле "сосуд, избранный Себе", призвал его к апостольскому служению чудесным образом.
В этом городе жил один из семидесяти учеников Христа — святой апостол Анания. Господь в видении открыл ему всё случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение.
Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречён Павлом.
С этого времени начинается новая эпоха в жизни святого Павла — его апостольское служение. Он становится ревностным последователем Христа и его Божественного учения. Он горячо проповедует в синагогах Дамаска о том, что Христос есть истинный Мессия — Сын Божий.
Иудеи, знавшие Павла как гонителя христиан, воспылали к нему гневом и решили убить его. Христиане спасли святого апостола: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
До своего обращения ко Христу Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий. Он думал оправдаться делами закона и ревностью в вере отцов.
После обращения Павел стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия. Он был счастлив в своём
призвании и одновременно сознавал своё бессилие в этом высоком служении. Свои дела и заслуги он приписывал благодати Божией.
Вся жизнь апостола до обращения, по его глубокому убеждению, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным благодати Божией, не уклоняться от своего призвания. Он сознаёт, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом. Всё — дело Его милости.
Великие труды апостола Павла в деле проповеди Христовой, его многочисленные послания, адресованные молодым христианским общинам, пережили века. Как и две тысячи лет назад, они служат для нас важным духовным руководством на пути спасения.