Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Евангелие от Иоанна
После падения Северного царства Израиль прошло еще более ста лет прежде, чем пала Иудея. Это время Господь дал иудеям для покаяния и исправления.
Но безбожие и нравственное растление все больше и больше поражали народ.
Цари погрязали в язычестве, роскоши и пороке. Они возвели обязательное поклонение языческим идолам.
Они строили себе новые роскошные дворцы, облагая народ тяжелой данью, для получения которой, приходилось иногда применять силу.
Забыв о завете великого пророка Моисея, они имели множество жен и наложниц. Тем самым, они закладывали основу для будущих братоубийственных войн за власть между своими сыновьями.
Все эти бедствия должны были вразумлять народ. Они должны были направлять его взоры к истинному Царю Израиля – Единому Богу.
Но духовное ослепление народа в эту эпоху было столь велико, что свои бедствия он приписывал гневу языческих богов, не удовлетворенных приносимыми им жертвами. И вместо раскаяния в измене истинному Богу народ все больше предавался идолопоклонству.
Боги в Иудее стали столь же многочисленны, как и города. Идолы из золота и серебра, дерева и камня боготворились в общественных местах и домах иудеев.
Высоты холмов курились от языческих жертвоприношений. В рощах устраивались капища и жертвенники.
Дело дошло до страшного святотатства. Языческие жрецы совершали молитвы своим кумирам в Иерусалимском храме, месте особого присутствия Божия на земле.
Иудеи перестали праздновать Пасху – свой самый главный праздник. Это чудесное событие, в котором проявилось величайшее попечение Божье о спасении еврейского народа от египетского плена.
Этот ветхозаветный праздник был прообразом будущего события – спасения Сыном Божиим всего человечества от греха и смерти.
Но в это время иудеи утратили веру в высокие обетования Божии, данные их предкам. Огонек истинной веры еле тлел и вот-вот мог затухнуть, оставив все человечество во тьме язычества, лишая его обещанного спасения.
Но в самые трудные минуты Господь не оставляет людей, усиливая Свое попечение о погибающих.
В то смутное время Он послал им пророка Иеремию. Он напомнил о том, что хранение истинной веры – главная цель жизни народа и главное условие рождение Спасителя.
Народ не внял словам пророка. Тогда Господь избирает крайнюю меру для его спасения. Чтобы спасти народ, Он попускает иноземным захватчикам погубить его.
Через Своего пророка он предсказывает, что за свою измену иудейский народ будет покорен и отведен в плен.
Там он будет находиться в течение семидесяти лет. Ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы народ осознал, как низко он пал.
Своим орудием в борьбе за нравственную чистоту иудеев Господь избирает вавилонян. Это могущественное государство, ставшее преемником побежденной им Ассирии, будет наводить ужас на весь Ближний Восток.
Движимые стремлением захватить все новые и новые земли, вавилоняне двинулись на Иудею. Жители Иудеи готовились дать им отпор.
Пророк Иеремия убеждал их не готовить оружие, а каяться и молиться Богу о спасении.
Вавилоняне посланы Богом в наказание за грехи царей и народа, за отступничество от веры.
Так говорит Господь: «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте».
Без совершения духовного подвига веры и раскаяния, иудеи бессильны перед своим врагом.
Но ни царь, ни народ не вняли голосу пророка. Вавилонский царь Навуходоносор в 586 г. до н.э. после долгой осады взял Иерусалим и разграбил его.
Он сжег и разрушил до основания иерусалимский храм, построенный царем Соломоном в лучшие годы его правления. Храм, который олицетворял пребывание с еврейским народом всемогущего Господа.
Весь иудейский народ был уведен в плен. Только самые беднейшие люди были оставлены на своей земле обрабатывать поля и виноградники.
Все постигшие Иудейское царство бедствия были предсказаны пророком Иеремией. Он стал очевидцем того, как исполнилось все, предреченное Богом.
Пророк Иеремия остался в Иерусалиме, где оплакивал горькую судьбу города и народа, отвергшего Бога.
Но Господь не отвергает иудеев и в их лице все человечество. Через семьдесят лет народ вернется на родное пепелище. Вернется для того, чтобы удостоиться еще большей славы и чести от Господа – Рождения Божественного Спасителя.
Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов подаст нам не страх и трепет, но утешение и спасение вечное.
Святитель Тихон Задонский