Возвращение Иудеев из плена вавилонского и построение второго храма
Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя (Дан. 3:29)
Вавилонский плен, в котором оказались иудеи за свое отступничество от веры в истинного Бога, длился семьдесят лет. Такой срок был отпущен Господом еврейскому народу на покаяние и возвращение в истинную веру. Полные лишений, эти годы стали плодотворными для духовной жизни народа. Пошатнувшаяся вера иудеев окрепла, перенеся суровое испытание. Потеряв землю обетованную и лишившись свободы, еврейский народ понял, в чем причина этих несчастий. Раскаявшись в своих грехах, израильтяне обратились с верой и надеждой к Богу и вновь обрели то, что прежде утратили – землю своих отцов, благословенную Палестину.
Вавилон, это одно из могущественнейших царств древнего мира, в середине шестого века до Рождества Христова попало под владычество персидского царя Кира. В первый же год своего владычества царь Кир разрешил иудеям возвратиться из плена в свое отечество и восстановить в Иерусалиме разрушенный храм. Он вернул иудеям более пяти тысяч священных сосудов, которые были захвачены вавилонским царем Навуходоносором из разрушенного им иерусалимского храма.
Так исполнилось пророчество, высказанное за двести лет до этого пророком Исайей. Это знаменитое пророчество назвало царя Кира освободителем иудейского народа и восстановителем храма, разрушенного вавилонянами. Так языческий владыка стал выразителем воли Бога Вышнего. А воля эта заключалась в том, что истек срок пленения народа, ибо принесен достойный плод покаяния.
И вот около пятидесяти тысяч иудеев, малый остаток прежде многочисленного народа, двинулся на запад, где лежала их разоренная земля, где высились руины их городов. Первое, что сделали переселенцы – установили на развалинах иерусалимского храма жертвенник Богу Иегове и принесли Ему положенные по иудейскому закону жертвы. Израильтяне просили Господа благословения и помощи в предстоящих им трудных делах. И помощь Божия не оставила их. Несмотря на все трудности, на следующий же год новый храм был заложен, а через двадцать лет выстроен и освящен, после чего в нем совершилось первое богослужение.
Новый храм был не столь богат и великолепен, как первый храм, построенный в десятом веке до Рождества Христова царем Соломоном. Построенный по образцу первого, второй храм был на треть меньше прежнего святилища. Не столь ценные материалы были использованы в его отделке, ведь народ бедствовал и отказывал себе во всем необходимом. Но, несмотря на все тяготы этого времени, люди забывали о материальном и устремляли свои очи к небу, туда, где пребывал их Избавитель и Защитник.
В это трудное время восстановления земли обетованной, когда народу требовалась особая поддержка свыше, Господь воздвигал среди иудеев много пророков. Их пророчества укрепляли веру иудеев в том, что близки те времена, когда им и всему миру явится особая помощь Божия. Когда придет на землю Спаситель человечества.
Пророк Аггей, который жил в те времена, за несколько столетий до Рождества Христова, предсказал, что, несмотря на свою внешнюю скромность, второй храм прославится пуще прежнего. Ведь именно в него войдет ожидаемый всеми иудеями Божественный Спаситель мира, Господь Иисус Христос.
Тогда же, пророк Захария предсказал, что Христос въедет в Иерусалим на молодом осле. Это пророчество исполнилось в точности, когда за неделю до Своих крестных страданий и чудесного Воскресения Господь торжественно въехал на осле в город.
Пророк Малахия предсказал, что пришествию Спасителя на землю будет предшествовать явление Предтечи. Он будет послан Богом подготовить людей к принятию Спасителя. Призывая народ к покаянию, к очищению сердец, Предтеча поможет им узреть воплотившегося Бога. Ведь как сказано в Евангелии, только чистые сердцем могут увидеть и познать Бога. А, познав Его, люди смогут принять и спасение, уготованное им Богом.
Пророк Малахия был последним пророком в Иудее. После него четыреста с лишним лет не раздавалось пророческих слов среди еврейского народа. До того момента, пока не исполнилось возвещанное им, пока не явился среди иудеев Предтеча Господень, Святой Иоанн Креститель.
Ободренный этими пророчествами еврейский народ продолжал восстанавливать святой город Иерусалим, обустраивать и поднимать свою землю. Со временем в общее дело восстановления земли обетованной влилась вторая волна переселенцев из Вавилона.
Оставшиеся столетия до рождества Христова еврейский народ почти все
время был под властью иноземных завоевателей, устанавливавших кто более мягкий, а кто и очень деспотичный режим правления. Оставалось совсем немного времени до того момента, когда на землю должен был прийти Тот, Кто принесет всем людям истинную свободу и спасение. Этим Спасителем будет возвещенный пророками Сын Божий - Господь Иисус Христос.
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор.3:17)