Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна (3:16)
«Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими». «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе».
Эти слова, воспевающие возлюбленную из «Песни Песней». Православное предание автором этой книги считает Соломона, третьего и последнего царя единого еврейского царства. Он жил за тысячу лет до Рождества Христова и прославился великой мудростью.
Книга «Песнь Песней» вошла в состав Библии за несколько веков до Рождества Христова, одной из последних. В этой священной книге, как это ни удивительно, ни разу не упоминается Имя Божие. Она посвящена, казалось бы, обыденным вещам, пусть и изложенным прекрасным поэтическим языком. Поэтому в древности находились люди, которые сомневались в том, что она является Божественным откровением.
Но христианская Церковь всегда была убеждена в богодухновенности этой удивительной поэмы. Святитель Григорий Нисский считает, что божественная «Песнь Песней» - это «Святое святых» ветхозаветного канона.
Так чему же посвящена эта великая книга? Прекрасным и возвышенным языком воспевает она любовь между юношей и девушкой, между женихом и невестой. Построенная в форме диалога между ними, она описывает совершенство юноши и несравненную красоту девушки. «Возлюбленный мой лучше десяти тысяч других: голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; уста его – сладость». Невеста под стать своему жениху, но только вначале она смугла, а потом становится блистающей, как заря, и светлой, как солнце.
Книга воспевает любовь между ними, любовь, которую не одолеет смерть, любовь, которая вечна. «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее».
Влюбленным приходится преодолевать препятствия на пути их любви, но в конце концов они становятся неразлучными.
Прославляя брачную любовь, благословленную Богом, «Песнь Песней» передает людям одну великую истину. Эта книга, написанная за тысячелетие до Рождества Христова, есть пророчество о Мессии, о должном воплотиться Сыне Божьем. Христос так же совершенен, как жених «Песни Песней». «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины». Бог станет человеком и Своим Божеством освятит человеческое естество. Он возьмет на Себя все, свойственное человеку. Кроме одного – греха. Вся Его человеческая жизнь будет невиданным примером того, как должен жить каждый из нас. И потому Он лучший и прекраснейший из всех, кого видели очи возлюбленной.
По великой любви к человеку, Господь придет на землю спасти его. Погрязшее во тьме грехов человечество омоется от них спасительной кровью Богочеловека, пролитой на Кресте. Оно сможет стать сияюще прекрасным, подобно невесте из Соломоновой «Песни Песней». Но условием этого преображения будет ответная любовь человека к Богу. Только те из людей, кто последует за Христом, любя Его, смогут обрести эту сияющую чистоту и совершенство. И поэтому в своем глубоком смысле книга «Песнь Песней» воспевает любовь между Богом и человеком.
«Ибо описанными здесь действиями, говорит святитель Григорий, душа некоторым образом уготовляется в невесты для безплотнаго, духовнаго и невещественнаго сочетания с Богом». (см. «Толкование на Песнь песней», Григорий Нисский).
От человека будет зависеть, принесет ли эта любовь плоды. Принесет ли человек Богу главный плод своей жизни. Библия сравнивает его с благоуханным плодом мандрагоры, произрастающим в те времена на Ближнем Востоке. «Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды; это сберегла я для тебя, мой возлюбленный», - говорит невеста жениху. Этим чудесным плодом, сбереженным человеком для Бога, может быть только преданная вера. Вера, основанная на беззаветной любви.
Даже смерть не одолеет ее. Эта любовь не прекратится смертью. За гранью жизни человека, последовавшего за Христом, ожидает встреча с Богом, близкое и непосредственное общение с Ним.
Под невестой «Песни Песней» святоотеческое предание разумеет еще Церковь Христову. Души верующих соединяются в Церкви-Невесте единой любовью ко Христу–Жениху. Души людей омываются от грехов через таинства Церкви и становятся чистыми и совершенными, как невеста «Песни Песней».
Минует время земной жизни, минует время соблазнов и искушений, грехов и падений. Минует и время покаяния. Воссияет заря новой жизни, и солнце правды взойдет над обновленным миром. «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние».
Блажен тот человек, к душе которого обратится тогда Господь со словами: «встань, возлюбленная моя, прекрасная моя! Встань и войди в Царствие Мое, которое я уготовал тебе. Войди и пребудем вечно в любви и непреходящей радости. Ибо для этого Я сотворил тебя, чтобы ты разделила со Мной Мое блаженство».
Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение.
Евангелие от Луки ( 3:22)