Ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами.
Псалтирь
Освободившись от иноземного владычества, иудеи незадолго до Рождества Христова вновь попали под власть очередного завоевателя.
На этот раз Палестина подчинилась Великой Римской империи.
В 64 году до Рождества Христова римский полководец Помпей двинулся на Иерусалим и штурмом взял его. Он уничтожил до десяти тысяч иудеев, осквернил храм, войдя в Святое Святых, куда был запрещён доступ даже иудеям. Только
первосвященник один раз в году мог войти в это святое место сугубого присутствия Божия на земле, чтобы с трепетом и благоговением просить у Господа милости для народа.
С этого времени и до пришествия Спасителя Палестина находилась под властью римского кесаря и была одной из провинций Великой Римской империи. За порядком в провинции наблюдал назначаемый Римом прокуратор. Он был римским гражданином и особо следил за сбором податей в пользу римской казны. Палестина в то время состояла из четырёх областей: Иудеи — на юге земли Обетованной, Самарии — в центре, Галилеи — на севере и Переи — за Иорданом.
Правителем Палестины римляне назначили идумеянина Антипатра, который хитростью добился их доверия. Иудеи
считали его власть незаконной, так как он не принадлежал по крови к царскому роду — потомкам святого царя Давида. Но его сын Ирод, прозванный великим, сумел добиться от римлян титула "царя иудейского". Он стал основателем новой иудейской монархии, последней в истории Палестины.
Получив титул царя, Ирод остался , тем не менее, в подчинении у римского императора. Римские власти также значительно сузили полномочия Синедриона — верховного судилища иудеев. Синедриону было запрещено предавать виновных смертной казни без утверждения приговора римским прокуратором.
Ирод занял царский престол в 37 году до Рождества Христова. Эпоха его правления стала одной из самых страшных страниц в истории богоизбранного народа. Низкой
лестью и заискиванием перед римскими властями он позорил священный престол Давида. На западе страны он выстроил великолепный приморский город и назвал его Кесарией — в честь римского императора. Своё восшествие на престол Ирод ознаменовал принесением жертвы богу Юпитеру — главному божеству римского пантеона. Это нечестивое жертвоприношение, славящее языческого бога, совершилось в стенах священного города Иерусалима. Города, где являл свою славу истинный и единый Владыка Вселенной.
В святом городе иудеев царь Ирод ввёл языческие увеселения и окружил себя наёмными телохранителями. Чтобы заглушить ропот народа, возмущённого поруганием святынь, Ирод решил перестроить иерусалимский храм. За
полтора года он воздвиг новый величественный храм. Но даже это великое дело не могло смягчить недовольство народа и утвердить авторитет самозваного владыки.
Чувствуя непрочность своего положения на престоле, Ирод обрушил на Палестину жестокие гонения. Он преследовал всех, кого подозревал в измене и неповиновении себе, не щадя даже близких родственников. Страну захлестнули убийства, казни, пытки. Летописи царствования Ирода полны описаний страшных расправ и бессмысленной жестокости, которую проявляли верные ему вассалы.
Народ был подавлен этими ужасами, и одновременно в нём возрастало ожидание Спасителя, обещанного Богом. Истинный Сын Давидов низвергнет кровожадного узурпатора, освободит еврейский народ от
власти римлян и принесёт в землю Обетованную долгожданные мир и свободу. Тем более что уже исполнялось предсказание пророка Даниила о сроках явления Христа.
О настроениях народа, ожидавшего царя-освободителя, доносили Ироду осведомители. Это ещё больше распаляло его гнев и подозрительность. Поэтому последние годы царствования Ирода были отмечены особыми зверствами.
Именно в это время Ирода как громом поразило появление в Иерусалиме восточных мудрецов. Они пришли издалека поклониться не ему, Ироду, а новорождённому Царю иудейскому, истинному Сыну Давидову, Спасителю человечества. Они пришли, ведомые светом звезды, взошедшей на востоке, и этот свет означал, что закончилось время ожидания
и наступило время исполнения обетований Ветхого Завета.
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
Первое послание Иоанна