Автором Книги Екклезиаста (в переводе — Проповедника) церковное предание считает царя Соломона, который жил за тысячелетие до Рождества Христова. По мнению исследователей, Соломон написал эту книгу на закате своей жизни. Она является своеобразным итогом его жизненного пути. Царь Соломон был последним царём единого еврейского Царства. После его смерти оно распалось на два — Иудею и Израиль. До наших дней дошли легенды о богатстве Соломона, о роскоши его двора, количестве жён и наложниц. Это был человек, который до дна испил чашу земных радостей и был известен великой мудростью. Испытав всё, что может испытать человек, он подверг свой богатый жизненный опыт тщательному анализу. И вот перед нами оказался итог его яркой жизни — Книга Екклезиаста: «Я, Екклезиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом». Главный вывод, к которому пришёл мудрый царь, заключается в том, что никакие земные радости не могут дать человеку подлинного удовлетворения. Этот горький вывод о бренности всего земного был очень важен для ветхозаветного человека. Он приводит человека не к унынию и отчаянию, а заставляет его вспомнить о Боге. От познания тщетности земных радостей Екклезиаст обращается к стяжанию мудрости. И в этом он преуспел, но обретённая мудрость открыла ему, что человек не способен постичь тайну жизни. Тем не менее в мироздании царит порядок и гармония. Всё происходит во время, определённое Богом: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время плакать, и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни». «Всё соделал Он прекрасным в своё время, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». В отличие от тщетности всего творимого человеком, «всё, что делает Бог, пребывает вовеки». Мимолетно и обманчиво всё, чем наполнена жизнь человека, умрёт человек, и не останется памяти о нём. Но Бог вечен, и в своё время Он воззовёт прошедшее. «Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо». Поэтому основным смыслом жизни человека должно быть соблюдение заповедей Божиих. Наслаждаться каждым днём, творить добро и радоваться трудам своим, памятуя о Боге, — вот, по мнению Проповедника, главная цель человеческой жизни.