Сошествие Святого Духа на апостолов ознаменовало собой рождение христианской Церкви. Благодаря апостольской проповеди число последователей Христа увеличивалось с каждым днём. Верующие ежедневно приходили в храм и слушали проповедь апостолов, а в воскресные дни собирались по домам для совершения богослужения.
Раннехристианская литургия складывалась из благодарственных молитв Богу, благословения хлеба и вина, претворяемых в Тело и Кровь Христову, и причащения всех верующих. После
совершения Таинства верующие вновь читали молитвы, пели псалмы, слушали апостольские поучения и толкования Священного Писания. За богослужением следовала трапеза, в которой участвовали все — свободные и рабы, богатые и бедные.
Первые христиане относились друг к другу с любовью и почтением, так что, по свидетельству современников, у них были как бы одно сердце и одна душа. "Посмотрите, как они любят друг друга", — писал о первых христианах известный апологет Тертуллиан. Многие верующие продавали свои имения и полученные за них деньги приносили к апостолам для раздачи нуждающимся.
Уже в Книге Деяний святых апостолов и апостольских посланиях присутствуют упоминания о епископах, пресвитерах и
диаконах. Посвящение в сан сопровождалось молитвой и возложением апостолами рук на посвящаемого. Тем самым уже в первые годы после Воскресения Христова в Церкви устанавливается апостольская преемственность в священстве.
Распространение христианской веры вызывало озлобление среди иудеев. Христиан начали подвергать преследованиям. Многие из них были посажены в темницы и казнены по ложным обвинениям.
Но христиане подвергались преследованиям не только от бывших единоверцев. Язычники также смотрели на христиан с опасением, ведь они не поклонялись идолам и не приносили жертв в языческие праздники.
Поскольку было известно, что христиане собирались по ночам в домах и вкушали в своих собраниях "тело" и "кровь", их обвиняли в человеческих жертвоприношениях.
Жестокие преследования обрушились на христиан со стороны римских властей. Первый период гонений пришёлся на правление императоров Нерона и Домициана. Последователей Христа распинали на крестах, бросали на съеденье диким зверям, обливали смолой и поджигали вместо факелов во время народных гуляний.
Количество христианских мучеников особенно возросло во время царствования императора Марка Аврелия. При нём по отношению к христианам начали употреблять изощрённые пытки и
истязания, в ходе которых христиан убеждали отречься от веры.
Последняя вспышка гонений произошла в период правления императора Диоклетиана. В эти сложные времена христиане избрали местом своих собраний римские катакомбы, которые до сегодняшнего дня являются уникальным источником по истории христианской Церкви и подлинной сокровищницей раннехристианского искусства.
Жестокие гонения не остановили распространение христианства. Скорее наоборот, гонения только укрепляли веру и способствовали приходу в Церковь новых людей.
Язычников многое удивляло в поведении христиан: они ограничивали себя и в пище, не посещали зрелищ, делились своим
богатством с нищими и неимущими, не мстили своим врагам — напротив, относились к ним с любовью и состраданием.
Несмотря на усердие римских властей в деле искоренения христианства, к началу четвёртого века последователей Христа можно было встретить во всех слоях общества — от патрициев до рабов. Наконец, при равноапостольном императоре Константине Великом христианство из гонимой религии превратилось в государственную.
Христианская Церковь основана на крови мучеников. Непоколебимая вера, мужество и твёрдость святых, пострадавших за Христа в первые века, производили неизгладимое впечатление не только на свидетелей казни христиан, но даже на самих мучителей. Известно много случаев,
когда палачи сами обращались к Богу и принимали мученичество вместе со своими бывшими жертвами. Мученический подвиг первых христиан стал той евангельской закваской, которая преобразила всю Римскую империю, а затем и весь мир.