Уже в первые века после Рождества Христова в христианской Церкви зарождается иконопочитание, но уже к VIII веку среди верующих распространяются неправильные взгляды на него. Взирая на иконы и молясь пред ними, многие верующие стали поклоняться не первообразу святого, изображённого на иконе, возносясь умом и сердцем от видимого к невидимому, а непосредственно самим иконам. Люди усвоили ложное убеждение о том, что лица, изображаемые на иконах, неотделимы от икон. Такой взгляд нёс в себе суеверие и граничил с идолопоклонством. Уничтожить распространившееся суеверие взялась гражданская власть. Однако под влиянием политических соображений вместе с суеверным почитанием икон власти стали полностью искоренять иконопочитание как таковое. Так зародилась ересь иконоборчества. Первым гонителем святых икон стал император Лев Исаврианин. После смерти императора Льва гонение на иконы продолжил его сын Константин Копроним. Он намеревался уничтожить иконопочитание как ересь с соблюдением всех церковных законов, для чего созвал в 754 году в Константинополе Собор, который назвал вселенским. На нём присутствовало 338 епископов, но не было ни одного патриарха. Собор объявил иконопочитание идолопоклонством и предал анафеме всех его защитников. Однако Копроним на этом не остановился: он решил уничтожить и почитание святых мощей, и монашество как таковое, считая иноков главными поборниками иконопочитания. Гонения продолжались до прихода к власти императрицы Ирины — защитницы почитания святых икон. Императрица созна¬вала, что для полного восстановления иконопочитания необходимо созвать Вселенский Собор. Он состоялся в 787 году в Никее. Отцы Собора осудили иконоборческую ересь и наложили анафему на всех её защитников. Относительно почитания икон Собор постановил следующее: «Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предла¬гались для поклонения точно так же, как и изображения Честного и Животворящего Креста… Честь, воздаваемая иконе, относится к её первообра¬зу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней». В ознаменование победы над иконоборчеством и всеми еретиками на Седьмом Вселенском Соборе Церковью был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется Православной Церковью в первое воскресенье Великого Поста.