Арианская ересь и её последователи, преданные анафеме на Никейском Соборе в 325 году, продолжали терзать Церковь Христову. После смерти Ария его лжеучение распространилось по всему Востоку. Православную Церковь терзали и новые ереси. Наиболее опасными среди них были лжеучения епископов — Лаодикийского Аполлинария и Константинопольского Македония. Аполлинарий отвергал православное учение о Богочеловечестве Иисуса Христа. Еретик говорил, что Христос, воплотившись, принял не полное человеческое естество, но только душу и тело, а человеческий дух заменялся у Него Божеством. Другой ересиарх — Македоний — отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы — Духа Святого. Он учил, что Святой Дух не есть Бог. Он называл Его тварью, или сотворённой силой, служебной Богу Отцу и Богу Сыну так же, как Ангелы. Придя в 378 году к власти, император Феодосий решил положить конец ересям и церковным нестроениям. Приняв православное крещение, он в 380 году издал эдикт — манифест о вере. Для точного определения догматов православной веры и умирения всей Церкви император Феодосий решил созвать в 381 году в Константинополе Второй Вселенский Собор. Отцы Собора единодушно утвердили апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый». Ереси Аполлинария и Македония и прочие лжеучения были осуждены и отвергнуты. На Втором Вселенском Соборе отцы Церкви дополнили Никейский Символ веры пятью пунктами, в которых излагалось учение о Святом Духе, о Церкви, о Таинстве Крещения, о воскресении мёртвых и жизни будущего века. Таким образом, был окончательно сформулирован Никеоцареградский Символ веры, ставший незыблемой богословской основой для Церкви на все времена.