|
Пролог15 2014
По преданию, Василий Блаженный родился «в царствующем граде Москве у церкви Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове». О родителях блаженного известно, что они испросили себе ребенка молитвами. Звали их Иаковом и Анной. О времени рождения его точных сведений не сохранилось. Принимая во внимание указание летописцев XVII в. о том, что Василий Блаженный скончался в возрасте 88 или 94 лет можно считать вероятным годом кончины святого 1557-й, а рождения – 1468-й или 1462-й г. Некоторые историки также предполагают, что если 1-е января, день памяти святителя Василия Великого — день тезоименитства блаженного — был днем его Крещения, значит, рождение святого пришлось на конец года. Отец отдал Василия на обучение к сапожнику, в мастерской которого у мальчика открылся пророческий дар: приехавший в Москву торговец хлебом заказал в мастерской сапоги, в ответ Василий Блаженный рассмеялся и заплакал. На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 10 или 16 лет Василий Блаженный взял на себя подвиг юродства. Юродивыми называют христиан-подвижников, взявших на себя особый подвиг имитации внешнего, видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Это буквальное исполнение слов апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 18-19) Необычное обилие "Христа ради юродивых", или "блаженных" в святцах Русской Церкви и высокое народное почитание юродства придает этой форме христианского подвижничества национальный русский характер. Историки Церкви отмечают, что расцвет подвига юродства на Руси приходится на XVI столетие. В это время служение юродивых получает социальный и даже политический смысл. По словам историка Г.П. Федотова, «этот мирянский чин святости занимает в Церкви место, опустевшее со времени святых князей. Различие условий государственной жизни вызывает совершенно противоположные формы национального служения. Святые князья строили государство и стремились к осуществлению в нем правды. Московские князья построили это государство крепко и прочно. Оно существует силой принуждения, обязанностью службы и не требует святой жертвенности. Церковь передает государственное строительство всецело царю. Но неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует корректива христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она связана с миром, чем радикальнее отрицает мир. Юродивый вместе с князем вошли в Церковь как поборники Христовой правды в социальной жизни». К таким святым, чей подвиг носил ярко выраженный социальный характер, относится и блаженный Василий, Христа ради юродивый. Сначала он принял обет молчания и находился в непрестанной умной молитве. Затем, наставляемый Святым Духом, он «во юродство претворися и обнажи тело свое», чтобы нагим как бы уже предстоять нелицемерному судищу Сына Божия. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имея на теле своем ни единаго рубища и стыда не имея, как первозданный прежде преступления... Божия благодать грела его. Прозвище блаженного «Нагой» встречается в летописных памятниках XVI–XVII вв ... Примером своей жизни святой Василий показал, что не место спасает человека или полагает преграды его спасению, но благочестивый человек освящает всякое место, ибо он жил во граде как в пустыне и в народе пребывал как бы в обители кающихся. Странны были поступки блаженного: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях блаженного открывался особый поучительный смысл. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали человека Божия, обличителя неправды. Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родную матушку, плачу (то есть воздаю) неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил возведение храма. Многие замечали, что когда святой проходил мимо дома, в котором совершалось молебное пение, или читали Божественное Писание, или беседовали о Боге, он собирал камни и с улыбкой метал их в углы сего дома. Когда же спрашивали люди, которые привыкли вопрошать о странных его действиях, для чего бросает камни, он отвечал: «Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места». Если же проходил мимо такого дома, где пили вино, или пели бесстыдные песни, или плясали, то со слезами обнимал углы дома и на вопросы мимо ходивших отвечал: «Неподобающее христианам творится в этом доме. Спаситель повелел нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться; сказано в Евангелии: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 24). Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Внимая такой разумной беседе юродивого, умилялся народ и благодарил Бога за столь чудного советника. Василия Блаженного почитали иностранные купцы, приезжающие в Москву, как покровителя морских путешественников. В житии рассказывается, как святой, находясь в Москве, утишил бурю на Каспийском море и спас купеческие корабли. Имел блаженный и дар предвидения. В 1521 г. в кремлевском Успенском соборе ему было «огненное видение» от иконы Богоматери, возвещавшее Божий гнев на москвичей и скорое нашествие крымского хана Махмет-Гирея на Москву. По свидетельству Степенной книги, Василий Блаженный предвидел также пожары в Москве в июне 1547 г. Тогда он пришел «к монастырю Воздвижения Честнаго Креста, (в районе современной улицы Воздвиженки) и стал пред церковью, молясь и неутешно плача». Люди недоумевали о причинах плача, но 21 июня 1547 г. именно с Воздвиженской церкви начался пожар. Свидетелем подвигов святого и его почитателем был царь Иоанн IV Васильевич Грозный, беседовавший о Василии Блаженном с московским митрополитом, святителем Макарием. Английский дипломат, бывший в то время в Москве, Джильс Флетчер, рассказывал, что Василий Блаженный обличал царя за его жестокое обращение с подданными. Однажды святой, получив как-то от царя в угощение «некое питие», выплеснул одну за другой 2 чаши за окно. Царю, разгневанному этим поступком, Василий Блаженный сказал, что так он потушил пожар в Великом Новгороде. Специально посланный из Москвы в Новгород гонец подтвердил, что в городе видели над начавшимся пожаром образ нагого человека, тушившего огонь. Однажды во время литургии в кремлевском Успенском соборе святой спрятался в угол. На вопрос Иоанна IV, почему Василия не было на службе, тот ответил, что он-то присутствовал, царь же телом находился в храме, а мыслями возводил себе дворец на Воробьёвых горах. В 1569–1570 годах в разгар казней новгородцев Василий Блаженный пригласил царя в «убогий вертеп» под мостом через Волхов и предложил ему «скляницу крови и часть сырого мяса». В ответ на недоумение государя святой сказал, что это кровь и плоть невинно убитых людей. Выведя царя на улицу, Василий Блаженный наступил ему левой ногой на ногу и правой рукой указал на восток. Царь увидел в небе души невинно убитых, увенчанные мученическими венцами, и замахал платком в знак прекращения казней. После этого кровь в сосуде превратилась в сладкое вино, а мясо — в арбуз. Англичанин Флетчер писал: "Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых), и вот почему: блаженные, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним-двумя в предшествующее царствование за то, что они уже слишком смело поносили правление царя". Об огромном уважении русских к юродивым еще в начале XVI века пишет Герберштейн: «Юродивые ходили нагими, средина тела у них закрыта тряпкой, с дико распущенными волосами, железной цепью на шее. Их почитали и пророками – явно обличаемые ими говорили: "Это по грехам моим". Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили. Подвиги Василия Блаженного очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Другой московский юродивый — святой Иоанн по прозвищу Большой колпак(† 1589) также ходил по городу обнаженным, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с Василием Блаженным. Погребение святого Василия проходило при участии «царей и князей», которые несли тело Василия Блаженного «на главах своих», в погребении также участвовало большое число духовенства и множество народа. По свидетельству жития, во время погребения блаженного больные получили исцеление. На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга царица Анастасия Романовна. Другими «царями», видимо, следует считать казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Святой Троицы) на Рву (более известном как собор Василия Блаженного) в октябре 1559 года. Прославление Василия Блаженного совершалось в торжественной обстановке и, по-видимому, было связано с подготовкой учреждения Патриаршества в России, так как помимо прочего должно было продемонстрировать перед находившейся в Москве греческой делегацией богатство духовных дарований Русской Церкви. По свидетельству Флетчера, собор Покрова на Рву, куда были перенесены мощи святого, посещался с величайшим почтением не только простыми людьми, но и высшей знатью, «императором» (царем Феодором) и «императрицей» (царицей Ириной); дни и ночи напролет звонили соборные колокола, возвещавшие о чудесах, совершенных по молитвам Василия Блаженного. В 1589 году царь и царица вложили в собор покров на гробницу святого. Живое участие в канонизации святого принял Борис Феодорович Годунов. Согласно свидетельству Элассонского архиепископа Арсения, участника посольства Патриарха Иеремии, Годунов «устроил много сребровызолоченых рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные мощи святых, просиявших в Москве и по всей России», и среди них — «святого блаженного Василия чудотворца». Впоследствии в приделе Василия Блаженного в Покровском соборе — под покровительством святого — хранилась большая казна государя. В 1595 году князь В. Лебедев с сообщниками замыслил «зажечь град Москву во многих местех, а самим у Троицы на Рву у Василия Блаженного грабити казну, что в те поры была велия казна» (Новый летописец); замысел был раскрыт, злоумышленики казнены. Жених Ксении Годуновой, сын датского короля Фридриха II герцог Иоанн Шлезвиг-Голштинский в 1602 году писал о Троицком соборе на Рву, что «в одном из нижних приделов собора днем и ночью всегда горят восковые свечи, туда всякий приходит молиться». Скорее всего, речь идет о приделе во имя Василия Блаженного. В 1612 гожу захватившие Москву поляки разграбили и осквернили раку святого. После Смутного времени почитание Василия Блаженного в России не ослабевало. В 1625 г. у новосооруженной раки святого молился об исцелении дальний царский родственник — стольник А. Ф. Бабарыкин. Царь Михаил Феодорович и его отец Патриарх Филарет вложили в Покровский собор позолоченный и унизанный жемчугом напрестольный крест с изображением Василия Блаженного. Василий Блаженный почитался и в последующее время как целитель и покровитель Москвы. В 1722 году в Синоде рассматривалось донесение, что в приделе Василия Блаженного продается масло, «которое и в почтении содержится». Особенно часто к блаженному прибегали для исцеления глазных болезней. В 1730 году у образа Василия Блаженного в храме Покрова на Рву висело 6 привесов «очей серебряных», обозначавших исцеленную часть тела. Предание гласит о том, что Василий Блаженный почитался императрицей Елизаветой Петровной, но документальных подтверждений этому нет. Во время оккупации Москвы французами, в 1812 году, рака с гробницы Василия Блаженного исчезла, впоследствии на ее месте было поставлено медное посеребренное надгробие под деревянной резной золоченой сенью. В наше время в день памяти святого 15 августа патриарх Русской Церкви всегда совершает богослужение в Покровском соборе. В 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в проповеди после литургии говорил: «Много подвижников веры и благочестия прославились в нашем граде. Это - и святители Московские, и святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский, и святой Блаженный Василий Московский, память которого мы сегодня совершаем. Василий Блаженный принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях. Для него не было лицеприятия - он осуждал неблагочестивые поступки царя Иоанна Грозного. Так, во время богослужения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь думал не о молитве, а о создании своего дворца. Святой Блаженный Василий пристыдил царя, и грозный государь принял это обличение, потому что почитал Василия как святого и блаженного. Святой Василий сугубо молился перед Владимирской иконой Божией Матери об избавлении Москвы от нашествия иноплеменных в 1525 году, когда хан Гирей подступал к столице Руси. Сегодня, совершая память святого Блаженного Василия, мы молимся, чтобы Господь его молитвами благословил жизненный путь каждого из нас, чтобы он в сонме молитвенников и небесных предстателей нашего града помогал бы нам в жизни христианской, в жизни добродетельной, в жизни основанной на заповедях Христовых».
Для семейного просмотра на телеканале "Радость моя": http://www.radostmoya.ru/video/5276/ |