Батюшка, скажите, пожалуйста, что делать женщине, которую изнасиловали, и после этого в чреве у нее ребенок?
Спаси Господи!
Максим
Дорогой Максим, мне бы очень хотелось верить в то, что Ваш вопрос носит чисто гипотетический характер, поскольку ситуация действительно сложная. Что тут можно посоветовать?.. Наверное, прежде всего – сходить в церковь, помолиться, исповедоваться и причаститься. Потом – пройти курс психологической реабилитации. Что касается ребенка... Конечно правы те, кто говорит, что каждый ребенок является не просто «плотью от плоти» родителей, но и своего рода «слепком» с их духовного состояния. В этом смысле ребенок насильника может быть изначально предрасположен к тяжелейшим нравственным порокам. Но не будем забывать и о том, что каждый человек – это свободная личность, которая с Божьей помощью может разорвать путы родительских грехов, стать другим, непохожим на родителей. Поэтому история знает немало случаев, когда от порочных родителей рождались святые дети (напр., св. великомученица Варвара). К тому же основные черты характера человека формируются еще в утробе матери и в самые первые годы после рождения, т.е. во многом определяются поведением женщины в период беременности и ее отношением к ребенку. И здесь возникает самая большая проблема: сможет ли женщина преодолеть в себе чувство ненависти, страха, унижения, бессилия и полюбить это крошечное существо, которое само ни в чем не виновато, но с появлением которого ассоциируются все эти чувства? Я думаю, что, если Господь попустил этой женщине такое страшное испытание (ведь само по себе зачатие в результате изнасилования – случай достаточно редкий), то Он даст ей и силы совершить этот подвиг любви. Кто знает, может быть, Господь судил появиться этому ребенку для величайших свершений или просто он станет утешением для матери? Несомненно одно, если Господь Сам не «заберет» это дитя еще до его рождения, беременность прерывать нельзя, а там уж решать самой женщине: или стать для него настоящей любящей матерью, или, если женщина не чувствует в себе достаточно сил для этого, передать на попечение в приют (существуют и православные приюты). Так или иначе, сейчас эта женщина остро нуждается в молитвенной и психологической поддержке, да и ей самой следует почаще обращаться с молитвой к Богу.
06 2008
На многих памятниках на могилах можно увидеть фотографии усопших. Допускается ли это по христианскому обычаю?
Ольга
Да, допускается. Никаких запретов на помещение фотографий на могильных памятниках нет. Мне кажется, это очень уместно, ведь когда мы проходим мимо «безликого» памятника в нашей душе ничего не происходит – просто кусок камня. Но, когда с фотографии на нас смотрит «живой» человек, мы начинаем понимать, что этот человек был таким же, как и мы, у него были те же заботы, что и у нас, мы начинаем сопереживать ему. Глядя на такую фотографию, уже хочется помолиться за усопшего, и, может быть, наша молитва принесет усопшему утешение.
06 2008
Eto pravda, chto v drevnih rukopisiah v 1 timofeyu 3:16 vmesto "Bog yavilsia" napisano "On yavilsia"?
Mykhael
Речь идет об отрывке из послания апостола Павла к Тимофею: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3,14-16). Возможно, что существовала еще какая-то редакция (мне об этом неизвестно), в которой вместо «Бог явился во плоти» говорится «Он явился во плоти». Но, во-первых, в данном случае по правилам просто не может использоваться местоимение, хотя из контекста все равно видно, что говорится о Христе. Во-вторых, если Вы думаете, что это единственное место в Священном Писании, свидетельствующее о Великой Тайне Боговоплощении, то вот свидетельство евангелиста Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог <…> И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,1;14). Так что, даже если и существовала какая-то другая редакция этого текста, Церковь, будучи «столпом и утверждением истины» совершенно обоснованно предпочла ту, что мы читаем в Библии.