В единстве с Богом!
Поиск

Сентябрь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Для поиска введите слово:

Облако тэгов
крест богохульство похороны работа прощение церковнославянский язык пьянство измена святой покровитель потеря близких болезни грех свечи иконы аборт жизнь после смерти Псалтирь страсти одиночество нательный крестик некрещенные благословение пост гнев духовник пьянство родственников венчание умер родственник ссора брак с мусульманином акафисты семья покаяние крестные животные болезни детей влюбленность воцерковление каноны и правила ревность сны именины конфликт с мужем суеверия секты Божья воля традиции в храме конфликт из-за веры лечение развод самоубийство дата поминок отношения с родителями таинства бездетность домашние животные уныние брак потеря работы допустимость брака святые исповедь праздники вера проблемы связанные с работой молитва наркомания клятвы молитва за усопших молитвы о здравии Библия паломничество самочувствие в храме старцы иконы в доме смирение проблемы в семье крещение свобода поминовение помыслы дети конец света Евангелие смерть воцерковление детей наркомания близких крестное знамение






Вопрос священнику

Строка поиска: прелесть

Найдено записей: 24

28 2014
Здравствуйте, Батюшка. Я недавно наткнулся вот на это видеосвидетельство (...), и меня как верующего, православного человека, это ввело в шок. Я знаю, что доверять этим свидетельствам нельзя, но всё-таки я хотел узнать, является ли это свидетельство правдой? Храни вас Бог!

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Скорее всего, эта девчонка говорит искренне. Но, что Вас смущает? В католицизме уже давно бред больного воображения, прелесть бесовскую и прямую бесоодержимость возвели в ранг откровения. Содержание таких "откровений" не является отражением объективной реальности, а отражает только то, что было показано несчастной бесами. Она говорит правду, что видела, что слышала, то и говорит. Только источник перепутала. А средств отличить беса от Ангела у нее нет. В Православии это явление известно давно и имеет свое название - прелесть. Советую Вам, для личной духовной безопасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не смотреть, не слушать и не обсуждать ничего, касающегося сверхъестественных явлений и мистических опытов. Господь дал человеку после падения кожаные ризы, чтобы оградить его от непосредственного влияния демонов, сосланных на землю, в то же пространство, что и человек. Но нам любопытно.... Так и норовим проковырять дырочку в этих защитных ризах. Но в прореху входит не знание истины, а познание бесов. Цель же этих субъектов - смерть.

иерей Александр Белослюдов

21 2014
Вопрос батюшке Александру Белослюдову. Почему нам не повторить подвиги Серафима Саровского? С помощью Божьей все возможно, а Серафим Саровский с помощью Божьей все подвиги совершал. И хорошая ли у меня идея возникла - после того, как родителей не станет, жить, как святые подвижники?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Преподобный Серафим не ставил себе целью совершать подвиги, он спасался. И нам с Вам это надо делать. А о подвигах помышлять - прелесть бесовской гордости. Многие этим помыслом начинали, но никто не спасся и в святцы не попал. Во всяком случае, в Православной Церкви. В католичестве сколько угодно таких "героев", что едва выйдя из юности, заявляли бесстыдно, что отныне будут подвигами заниматься, и некому было их в их же собственный помет носом ткнуть. Начните просто с того, что будете читать и исполнять Евангелие каждый день. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

26 2014
Здравствуйте! У меня такой вопрос: так как сатана является князем мира сего, и большинство людей в мире служат ему, попадают в ад, и там уже души понимают, что они обмануты дьяволом. А может ли дьявол действовать через православный молитвослов, открываться человеку через молитвы под видом Бога, давать благодать, провидение, и человек думает, что сам Бог пришел через молитвослов, а это дьявол молится в месте с ним по православным молитвам, и человек окажется обманутым дьяволом?

игорь

Здравствуйте, Игорь. И Христос и Его Апостолы предупреждали, что диавол может с легкостью выдавать себя за ангела светлого, чтобы прельстить неосновательных и доверчивых. Этот обман так и называется - бесовская прелесть. Человек начинает мнить о себе, как высоко духовном, великом молитвеннике и подвижнике, которому являются ангелы и святые и передают ему откровения. Чтобы избежать этого наваждения, надо знать законы духовной жизни и правильно подвизаться в спасении души своей. Поэтому для нас так ценны труды Святых Отцов. Прочтите "Аскетические Опыты" свт. Игнатия Брянчанинова. Также о прелести у него есть главы в "Приношении современному монашеству", а о бесах "Слово о чувственном и о духовном видении духов", его же.

иерей Александр Белослюдов

08 2014
Здравствуйте! Мне посоветовали читать молитву задержания, но везде написано, что нужно благословение священника, читала на разных сайтах, один священник пишет, что можно читать молитву, другой - что нельзя. Если можно, ответьте, пожалуйста, можно ли мне читать эту молитву?

юлия

Здравствуйте, Юлия. Это псевдомолитва, она составлена из кусочков, а частично сочинена, человеком, больным духовной прелестью. Если целью молитвы не является покаяние, то это не молитва к Богу, а заклинание к демонам. Последствия будут самые катастрофические. Нет большей святыни, чем причащение Святых Таин, которое подготовлено тщательным прохождением жизни по Евангелию и покаянием. Искание чего-то более «действенного» для устройства в жизни земной, свидетельствует о неверии. А неверие порождает множество страстей.

иерей Александр Белослюдов

11 2014
Здравствуйте, батюшки! А хорошая ли у меня идея возникла, когда одна останусь, жить по принципу "не трудящийся да не ест"? Святые некоторые ели только раз в неделю и то только Тело и Кровь Господа нашего, и можно ли попросить у Господа, чтобы Он взял меня к Себе в 33 года, и точно также как оптинских новомучеников, или Господь сам решает кому какую кончину посылать?

Екатерина

Да нет, Екатерина, это какие-то неправильные пчелы, они делают неправильный мед. Если Вы вдруг, ни с того, ни с сего начнете жить, как пустынножитель, то или в прелесть впадете, или скончаетесь задолго до 33 лет. Вы лучше направьте свои усилия не на внешне эффектные вещи, а на внутреннюю работу сердца – на борьбу со страстями.

диакон Илья Кокин

26 2014
Здравствуйте! Благодарю за вашу помощь и мудрые советы. Я купила "Полный молитвослов и Псалтирь", для чтения которого, как написано во ведении, необходимости брать благословение у священника, потому что "употребление множества указанных в книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть". Почему чтение молитв может ввести в прелесть, и как различать ее "симптомы"? Спасибо!

Анна

Анна, это странно, что для чтения молитв из этого молитвослова требуется благословение. И тем более странно то, что написано дальше в аннотации про вред, который якобы могут принести эти молитвы. Я предполагаю, что издатели включили в молитвослов те молитвы, которые значатся в Требнике – книге, по которой совершает требы священник. Я бы не стал пользоваться таким молитвословом. Да и вообще, зачем покупать какие-то «полные» молитвословы? Разве нам надо искать на каждый случай жизни свои «специальные» молитвы? Это же язычество! На каждый чих не наздравствуешься! Читайте утреннее и вечернее правило, Псалтирь и Евангелие, и довольно Вам, как мирянке. А если есть силы, прибавьте канончики – Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю.

игумен Никон (Головко)

23 2014
Часто замечаю, что, когда по силам, искренне помолюсь о чем-то, то убеждаюсь, что Господь помогает и не оставляет даже и в самых мелких житейских делах и проблемках. Благодарность и умиление в душе расцветает от такого явления Бога в моей жизни. И стыдно становится, что Бог, со Своей стороны, делает всё, а я и палец о палец не ударяю в своей духовной жизни. Однако боюсь, не прелесть ли это? Ведь что я такое, чтобы Бог по таким мелочам тут же являл мне Себя и Свою помощь? Спаси Вас Господь, батюшка!

Елена

И слава Богу, Елена! Радуйтесь этому! Только не расслабляйтесь: что-то мне подсказывает, что этот период рано или поздно кончится, и придется всего добиваться своими силами. Пока Господь так явно помогает, извлекайте себе урок: Он хочет, чтобы Вы твердо знали, что Он есть и о каждой мелочи в Вашей жизни промышляет. Но могут наступить времена, когда Он захочет испытать твердость Вашей веры и как бы «отступит» - вот тогда будет очень трудно, и даже одиноко до отчаяния, но Вы твердо должны помнить, что Господь все равно рядом с Вами и тогда.

игумен Никон (Головко)

29 2013
Батюшка, я не знаю, что делать. Читаю Евангелие, молюсь, хожу на Исповедь, Причастие, держу посты. Но чувствую, что у меня черствое сердце. Я ничего не чувствую. Боюсь, что все будет зря и я попаду в ад из-за этого.

Юлия

Юлия, так будет не всегда, не унывайте. Ваше сердце со временем оживет и начнет чувствовать. Вообще, я бы посоветовал Вам подробно поговорить об этом с духовником или со священником, которому чаще всего исповедуетесь. Дело в том, что мы, христиане, не должны гнаться за какими-то ощущениями сердца, так как это - прямой путь в прелесть. Сердце должно чувствовать благодать от общения с Богом, а во всем остальном надо быть очень и очень осторожным, так как ненужные ощущения очень многим людям вредят в начале христианского пути, а очень многих и сбили с этого пути вовсе. Поэтому здесь нужна подробная беседа с опытным священником о том, что именно Вы хотите чувствовать, и надо ли это чувствовать вообще. Храни Вас Бог.

игумен Никон (Головко)

29 2013
Здравствуйте. Меня мучает один вопрос. Моя подруга с самого детства ходит в церковь, родители ее также веруют в Бога. Они всегда молятся все вместе. И подруга, и ее мама слышат Бога, когда ревностно молятся... Через них им идет слово Господа. Мне иногда кажется, что я недостойна этого, я недавно стала на путь Божий, молюсь каждый день, хожу в церковь. Я знаю, что я не идеальна. Просто так хочется, чтобы Боженька что-то сказал мне тоже, подруга говорит, что они тоже долго просили у Бога святого Духа, и как он их крестил Святым Духом, они стали слышать Его.

Людмила

Здравствуйте, Людмила. Должен сразу предостеречь Вас - искать подобных состояний очень опасно. Если человек слышит голос, как он думает, "бога", то это или прелесть, или шизофрения (пишу без осуждения или желания обидеть). Прелесть - духовное состояние, в котором человек под видом ангела света принимает злые, бесовские силы. Такие случаи часто описывались в свято-отеческой литературе. Мы живем не в эпоху Авраама, когда "Бог говорил Аврааму", чтобы произвести от него народ, который должени был пронести сквозь тьму язычества и многобожия истину о Едином Боге Вседержителе; не в эпоху Апостолов, когда Господь ниспослал им дар разговаривать на языках тех народов, среди которых они проповедовали веру в Воскресшего Христа и созидали Церковь. Мы живем во время, когда все необходимое для нашего спасения сообщено Церкви. Поэтому эти дары практически исчезли. Те же, кто ищет вместо простого следования заповедям Божиим, экзальтации и особых псевдо-духовных впечатлений, - увлекаются ложной идеей о необходимости особых, именно им явленных чудес, видений и, в частности, ложных чудес в виде "говорения на разных языках". Скорее всего, семья Вашей подруги - пятидесятники, есть такая секта. От православия они очень далеки. Поэтому будьте осторожны в общении с ними на духовные темы, чтобы не принять за Истину ложные человеческие измышления. Начиная свой духовный путь, прежде всего погружайтесь в жизнь Православной Церкви, если при храме есть воскресная школа для взрослых, начните ходить туда, а главное - исповедайтесь и причащайтесь святых Христовых Тайн. Господь да поможет Вам!

иерей Сергий Осипов

28 2013
Здравствуйте, уважаемые батюшки! Помогите, пожалуйста, советом:у меня есть родная сестра, она сейчас находится в местах заключения. Вчера я узнала, что она приняла ислам, хоть и крещеная. Уу нас родственники живут в Дагестане, папа был в детстве приобщен к исламу, но в 49 лет крестился, слава Богу. Теперь сестра призывает меня вспомнить "наши корни", обратится к ним, и вспомнить "наши родные" традиции. Я ее не осуждаю, но и ее усердие в проповедовании ислама меня напрягает. Мы прихожане православного храма, и как теперь общаться с ярой мусульманкой, хоть и родной сестрой, непонятно. Я боюсь того, что контроль со стороны спецслужб начнется, что ей запудрят мозги, не дай Бог, ваххабиты. Молиться о ней в церкви теперь невозможно, и мне кажется, что она впала в "прелесть", не гнушаясь осуждением людей. Простите, пожалуйста! Спаси Господи!

Христина

Дорогая Христина, а что Вы можете сделать для того, чтобы помочь своей сестре? Молитву о ней не надо оставлять, но и общение, думаю, не нужно прекращать. Она усердна в проповеди ислама? Вы старайтесь раскрыть ей красоту Православия. Нам, христианам, есть чем гордиться, у нас есть достойный ответ мусульманству. У нас есть страдалец за веру, от рук мусульман убиенный, отец Даниил Сысоев, его труды могут Вам помочь, почитайте его книги на данную тематику: http://mission-center.com/ru/traditional/394-islam/8945-isl-prav-vzglyd-daniil-sisoev. Что же до прочих Ваших опасений, то предоставьте это на Божию волю, Вы ничего не сможете сами изменить. Проявите терпение и любовь по отношению к сестре. Надеюсь, что это принесет свои плоды. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

24 2012
Батюшка, я этот же вопрос задавала нашему батюшке у нас в городе, на что он ответил, то что о загробной жизни мы знаем, как через мутное стекло, поэтому точно и подробно ответить на мои вопросы не представляется возможным. Что же я буду искать в православных книгах, если батюшка вот так мне ответил? Хотя Вы дали надежду, что ответить все-таки возможно.

Людмила

Уважаемая Людмила, все вопросы уже давно заданы, ответы, соответственно, существуют. "Толците и отворят вам". У Бога нет мертвых, все живы. На Страшном Суде все встретимся лицом к лицу, и именно там Вы узнаете, кто Вам  брат, и кто Вам враг, не будет "мутного стекла", все будет предельно открыто и ясно.  Ваш суетливый ум пытается постичь Тайну Божию, сокрытую от нас ради нашего же блага. Ум земного человека не в состоянии понять и осознать параметры другого измерения. Ваш поиск приведет в тупик, более того, Вы может впасть в "прелесть", то есть духовно повредиться. А Ваше сопротивление прочесть книгу авторитетного церковного автора рассматривается мной как предвестник такого помрачения. Поберегитесь, Вы вступили на очень опасный путь, ибо духовный мир открывается лишь тем, кто очистил свое сердце покаянием. "Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят".

иерей Александр Бабушкин

30 2012
Здравствуйте! Несколько лет назад, когда родители святили офис, один батюшка сделал мне предсказание, позже его не стало, и я очень мучаюсь, думая о его словах. Я не знала его прежде и не спрашивала ни о чем, он сам сказал мне ни с того ни с сего о том, что меня ждет большая любовь и мне будет очень тяжело, что плакать буду и чтобы я не выходила за "первого" замуж, а "второй" встретится, когда мне будет 23 и я закончу университет (на тот момент я училась в школе). Но дело в том, что до этой большой и тяжелой любви у меня был парень, с которым я также какое-то время состояла в отношениях и к которому, как мне казалось, питала чувства. Кто из них "первый", кто "второй", если верить предсказанию, то "тот самый" человек будет третьим? Мы расстались с действительно очень большой болью и все мои прежние убеждения, мировоззрение, понимание сильно пошатнулись. Теперь это предсказание не дает мне жить спокойно, я не могу строить отношения ни с кем, так как ожидаю их конца, ведь мне нет еще 23. Стоит ли верить подобным предсказаниям? Имеет ли право священник предсказывать что-либо? Мне очень важно Ваше мнение! Помогите пожалуйста!

Татьяна

Дорогая Татьяна, священнику, и правда, могло быть откровение о Вас. Но, с другой стороны, есть очень много случаев, когда и священник ошибался, впадал в духовное обольщение (прелесть). Поэтому советую Вам не строить свою жизнь, целиком опираясь на слова этого священника, но и не отвергать их полностью, просто принимать во внимание, но не более того. Старайтесь жить по заповедям Божиим, чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться, больше молиться дома, ежедневно читать Евангелие и духовную литературу и жить по Божиим заповедям, тогда Господь непременно поможет Вам во всем, что касается Вашей личной жизни. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

16 2012
Спасибо за Ваш ответ. Без благословения категорически запрещено молиться по четкам или нежелательно? А то я уже приступил и достиг безмолвия (могу в любой момент надолго остановить абсолютно все мысли). Насчет прелести в курсе и "технику безопасности" знаю. Считается, что от гласной молитвы повредиться нельзя. К умной же можно приступать, только когда совсем нет отвлечений (не только мыслей, но и мысленных образов).

Сергей

Здравствуйте, Сергей! Я еще раз повторю: Вам нужна частая исповедь. Святые отцы предостерегают от прелести всякого, упражняющегося в какой бы то ни было добродетели.
"Если кто говорит: "Богат я (духом), довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно", то он не христианин, а сосуд прелести диавола". (Преподобный Макарий Египетский)
"Как бы ни возвышенны были наши подвиги, — сказал святой Иоанн Лествичник, — но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны" . Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки, суть свидетельство правильности молитвенного подвига; отсутствие их — признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия. То или другое, то есть прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.
Будьте крайне осторожны! Любое духовное делание должно проходить под постоянным руководством духовника и с его благословения.

иерей Владимир Шлыков

04 2012
Здравствуйте. Два года назад сделал один грех. На одном форуме я рассказал анекдот про Сына Божия. Один человек напомнил мне место из Евангелия: "Но хула на духа святого не простится человеку ни в нынешнем веке, ни в будущем". Действительно ли есть грехи, в которых нельзя раскаяться? Можно ли в нём раскаяться?

Артемий

Да, действительно, есть грехи, в которых можно и не раскаяться: один из них, например, прелесть, еретический образ мыслей, церковный раскол. Это далеко не все, о прочих и говорить не хочется. Это - грехи против истины, причем сам согрешающий считает себя правым.
А в том, что Вы написали, покайтесь на  исповеди. Господь да простит Вас!

игумен Никон (Головко)

17 2012
Здравствуйте! Когда я читаю молитву или о чем-нибудь прошу Бога, у меня появляются слезы. Скажите, пожалуйста, это хорошо или нет? Спаси, Вас Господь!

Мария

Уважаемая Мария! Такого рода проявления на молитве являются следствием сугубо индивидуальной душевной организации молящегося или молящейся. То есть, одни люди более эмоциональны, другие – менее. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, если, конечно, не предавать этому особого значения и не давать этим проявлениям излишнего развития.
Да, святые отцы говорят о даре слёз, но они же поясняют, что речь идёт о высоком благодатном даре от Бога, который могли понести только настоящие святые, и этот дар, на самом деле, подразумевал "плач" и молитву пред Богом не только о своих грехах, но и обо всем мире, при наличии другого, не менее великого дара – полноты любви к Богу и другим людям. Если же мы не обладаем настоящей святостью, то слезы на молитве, повторюсь, являются обычными эмоциональными проявлениями, на которые не стоит обращать внимания, чтобы не пойти по ложному и опасному пути, который святые отцы называли "духовной прелестью". Последнее подразумевает состояние прельщённости собственными мечтаниями, гордостью, чувствами, видениями и, в конечном счёте, нечистыми бесовскими духами, которые охотно стараются человека запутать и завести "не туда", если видят, что человек ищет не настоящего покаяния и общения с Богом, но – видений, ощущений, якобы высоких состояний. Поэтому нам, скажем так, обычным грешникам, на молитве нужно иметь большую осторожность и духовную трезвость, в особенности, если нам свойственны те или иные эмоциональные проявления, прямо с молитвой же связанные. Можно сказать и так:  нельзя на молитве допускать каких-либо мечтаний о себе самих, видимых образных представлений, сильных чувств и ощущений. Если же они вдруг возникают, то относиться к этому следует как к своего рода "внешним" стихиям, которые сами по себе от нас не зависят, но которые мы можем просто терпеть, не принимая в развитии или умножении этих "стихий" прямого участия.
Основным же внутренним нравственным содержанием нашей молитвы вполне может быть краткая молитва мытаря: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18:13). Этот евангельский пример исполнен именно что покаянного самоощущения и чужд всякого превозношения. Именно такое отношение к молитве является наиболее духовно безопасным.
"Слезы — естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, — ведомо ему было одно чистейшее насаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества, как надежда возвратить когда-нибудь блаженство. Верна эта надежда: потому что сочувствие к блаженству не изглажено из естества. Верна эта надежда: потому что сетование о потере небесного блаженства не может быть удовлетворено никаким временным удовлетворением; оно, оставаясь неудовлетворенным, ожидает удовлетворения, возвещает существование удовлетворения. В слезах таинственно живет утешение, и в плаче — радость. Человек, в каком бы ни был земном благополучии, на какой бы высоте ни стоял, в каком бы обилии ни плавал, встречает и переживает такие минуты, часы и дни, в которые нуждается в утешении, доставляемом слезами, — утешения в другом утешении не находит. Каждый из нас лишь вступает в страну нашего изгнания и томления, в страну страданий и плача, как и ознаменовывает это вступление, начало своего существования, плачевным воплем. Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе, ознаменовываемое слезами при молитве его! Таковы невидимые, духовные восхождения в сердце своем положи, преходя юдоль плачевную — земную жизнь, которую Ты назначил для покаяния: ибо благословение даст законополагаяй нам плач и слезы. Очищающие себя плачем и слезами, пойдут от силы в силу, и явится Бог богов в Сионе — в духе человеческом, приуготовленном к приятию Бога истинным покаянием. Сеющии слезами, радостию пожнут. Те ходящии путем земной жизни, которые хождаху по пути узкому и прискорбному, и плакахуся, метающе семена своя, грядуще приидут радостию, вземлюще рукояти своя .
Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случай проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба: когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить человеческую кровь, тогда она проливает слезы. Эти слезы имел Нерон, в котором современные христиане, по жестокости его и ненависти к христианству, думали видеть антихриста]. К естественным слезам относятся слезы от огорчения; когда же огорчение имеет характер греховный, то слезы огорчения делаются слезами греховными. И естественные, и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми Отцами прелагать на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши, неизбежную и неизвестную смерть, суд Божий, — и плакать по этим причинам.
Чудное дело! те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмысленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться во-первых о стяжании причины их.
Причина слез — зрение и сознание своей греховности. Исходища водная изведосте очи мои, говорит святой пророк Давид, понеже не сохраних Закона Твоего. Причина слез — нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство — плач], питает, поддерживает, усиливает его. "Не плач происходит от слез, но слезы от плача, сказал преподобный Иоанн Пророк. Если кто, находясь посреди братства, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Чрез сие собираются помыслы его, и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль (плач) по Богу, а печаль рождает слезы". Слезы как дар Божий служат признаком милости Божией: "Слезы в молитве, — говорит святой Исаак Сирский, — суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слез"] .
Стяжавшему зрение своей греховности, стяжавшему страх Божий, стяжавшему чувство покаяния и плача, нужно испросить у Бога дар слез прилежною молитвою" (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетический опыты. Том 1. О слезах (http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/bryanchaninov_asketicheskie_opyty_1_25-all.shtml).

протоиерей Андрей Спиридонов

18 2012
Я постоянно прошу Господа о помощи, в течение дня даже несколько раз, это неправильно? Прошу помощи в разрешении всех, даже мелких, неприятностей. И еще, я не могу молиться молитвами, когда я их произношу, у меня сердце глухо. Можно молиться своими словами? Заранее спасибо за ответ! И еще, как Вы относитесь к книгам Синельникова, Свияша и т. п.? Можно пользоваться их методиками визуализации желаемого, составлением карт счастья, это же не является идолопоклонничеством и служением чужим богам?

Татьяна

В том, что Вы призываете помощь Божию во всех затруднительных ситуациях, нет ничего плохого, однако мы не должны навязывать Богу свою волю, ко всем нашим просьбам мы должны добавлять: "…если это угодно Тебе, Господи". Молиться можно и своими словами, но все же нужно читать и церковные молитвы, ведь они, по большей части, были написаны святыми людьми, которые посвятили служению Богу всю свою жизнь. А вот всевозможные "техники", связанные с визуализацией желаемого, крайне вредны. Подобные вещи могут привести к болезни души, которую отцы называли "прелестью", от слова "прельщение". Молитва, как говорят отцы, должна быть "без-Образной", т. е. без воображения визуальных образов.

диакон Илия Кокин

17 2012
Здравствуйте, батюшка! Помогите разобраться с вопросом, весьма тяготящим меня. Вот, часто приходиться слышать, что Бог только (!) Любовь, но не как не Судия (хотя в Писании много указаний прямых на это, например (Пс.7:12): Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий). Мое нутро и совесть противятся такой мысли, мне кажется, что Бог не только Любовь, за это меня часто упрекают и в непонимании ближних, в отсутствии любви и много другом. Я понимаю, что мне далеко до христианских идеалов. Единственное, что хочу понять - Истину, и чем больше ищу, тем более убеждаюсь, что в мире сем трудно найти Истину. Но вопрос в другом, вот, меня упрекают в отсутствии любви, когда я защищаю позицию, что Бог не только Любовь, но "боголюбцы", по-моему, наоборот, под таким мнимым жестом всеобщей любви намекают на крайнюю ненужность многого из того, что заповедовал Христос. Например, если Бог не воздает по делам (а это вытекает из их утверждения что Бог-Любовь не наказывает, это явно противоречит Писанию - либо слепость, либо прелесть боголюбцев тут), то какова цена крови наших мучеников за веру, Истину и справедливость? Мы часто в наше время говорим про мучеников и их страданиях, сидя на диване и умно рассуждая на "расслабоне". Стоит посмотреть, например, видео, где чеченцы убивают безоружных русских солдат, словно скотов, перерезая им глотки, как вся внутренность и совесть вопиет ко Небу со словами: "Боже, где же Ты, неужели нет и не будет им воздаяния за такое? Ты наш защитник, Прибежище угнетенных и невинно убиенных...", и после этого я слышу: Бог-Любовь не может наказать (хотя явно путают - ибо Бог не наказывает, а воздает то, чего человек сам восхотел). Ладно, если покаявшимся не воздает, понять можно - так ведь и тем, кто не покаялся, ибо доходят до безумия (особенно под влиянием многих новых модернистов, известных в православном обществе богословов - не буду говорить, да не в осуждение) и заявляют, что покаяться можно будет и ТАМ... Что уж и сказать, не могу смириться с такой постановкой дела, может, отче, я заблуждаюсь, но чувствую сердцем, что несправедливы такие понятия боголюбцев. Прошу слов утешения в моих исканиях. Простите.

Николай

Здравствуйте, Николай!
Думаю словом "боголюбцы" Вы этих людей назвали неверно. Бог не только Любовь. О том, что Он есть Судия, много говорится в Священном Писании:
"Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою Правосудия" (Иов.37:23);
"Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва" (Прит.21:3);
"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим.4:8);
"Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих" (Наум.1:2);
"Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и
корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали" (1Фесс.4:6).
Из этих цитат мы видим, как можно брать из Писания одно, и не видеть другого.
Быть может, через то, что кто-то считает, что Бог всех любит и всех простит, что и ТАМ можно покаяться (что опровергается притчей о Лазаре, "сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят"(Лук.16:26).) кто-то приходит к не очень или к очень несерьезной духовной жизни, к спокойному отношению к греху. Что тут скажешь? Только то, что Бог им Судья. Мы должны с любовью, кротостью и благоговением объяснять им Писание, святых отцов Церкви. Мы, конечно, должны напомнить им, что Бог есть не только Любовь, но и есть Судия. Думаю, что надо больше слушать не таких людей, которые подчас от себя что-то пишут и толкуют, а изучать Священное Писание и святых отцов. А о тех, кто мучил русских солдат, думаю, что Бог уже всем им воздал, и тут, на земле, и после воздаст. На иконах убиенных мучеников, где, к примеру, пишется и Царская семья можно встретить цитату из Апокалипсиса св. ап. Иоанна Богослова: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число"(Откр.6:9-11).
Эти слова о том, что нет злых деяний, в которых люди не раскаялись, которые забыл бы Бог, и за которые грешники не получат воздаяния.

иерей Александр Стародубцев

09 2012
Здравствуйте. Мне 35 лет. Я не член Церкви. С 16 лет много читал Библию и Святых Отцов, знаете, как голодный. Был перерыв (армия, какое-то время после неё), затем продолжил. Видимо, неразумно. Потому что в 2001 году заболел. Лечился, поставили диагноз "хроническая шизофрения" (в 24 года). Предлагали инвалидность, но отказался. Сейчас ремиссия вот уже 11 лет, Слава Богу, обхожусь без препаратов. В прелесть, думаю, впал по гордости. Работал до 2009 года. Потом уволился (получилась неприятная ситуация, гордость опять), не выдержал. На работе и вообще с людьми старался и стараюсь быть мягче и спокойней, больше себе внимать, но внутри столько противоречий и обиды, что порой невмоготу совсем. Врачи предложили группу (в 2009 г.) оформить, что и сделал, хотя стыдно и хочется всё изменить, не имею права сидеть вот так, могу пользу какую-то принести ещё. И я обязательно это изменю, с Божией помощью, конечно. Но диагноз остаётся, и с учёта меня не снимут уже. Меня это не беспокоит, беспокоит другое. Конечно, хочется семью. Уже не понимаю, как себя воспринимать по отношению к обществу. Могу ли семью создать, имею ли право моральное, что ли? Вот, например, знакомясь с человеком, я не могу ведь умалчивать о болезни, привязываясь сам, и человека к себе привязывая, сближаться с ним. А "в лоб" как скажешь? Сложно всё. Или смириться и просто жить? Внутренне как-то определиться. Понимаю, что на всё воля Божия, и если угодно Ему будет - управит всё. Всё время размышляю в себе: ведь получается - я болен, раз было такое (помешательство), и врач сказал, что болен. Но, в то же время, сейчас я чувствую себя нормально, как до болезни, как будто и не было ничего. Так как тогда мне себя воспринимать, сплошные противоречия...

Сергей

Уважаемый Сергей! Сложность и определенная трудность вопроса, который Вы задаете, в том, что, не имея опыта личного общения, рискованно давать какие-либо конкретные рекомендации, типа "жениться-не жениться" и т.д. Такого рода советы может давать только духовник, который знает конкретного человека по исповеди и совместной молитве. И сам совет возможен, только если дерзающий советовать, действительно, вникнет в конкретных людей  и их конкретные же обстоятельства. То есть, к примеру, когда речь идет о заключении брака (создании семьи), то, если один из кандидатов в супруги не здоров, то очень большое значение имеет характер и нравственный склад другого из кандидатов – сможет ли он или она вполне принять проблемы своего будущего супруга или супруги и понести их, Христа ради, как своего рода жизненный крест.  Если духовник видит, что это реально, то и вполне может дать положительный  ответ. Если же очевидно, что такой брак, скорей всего, окажется не по силам одному из возможных супругов, то, как говорится, лучше не рисковать. В общем, повторюсь, что одного единственного правила или совета здесь нет: все зависит от конкретной ситуации, от живых людей. Что касается вашего восприятия собственной болезни, то, имея веру, унывать или отчаиваться нельзя. Конечно, душевное нездоровье - не шутка, и в плане житейском может доставлять много проблем, однако для жизни вечной, для вхождения в Царство Небесное, все это не является препятствием. Да и, по большому счёту, в силу общей греховной поврежденности, каждый человек в той или иной степени болен, просто степень этой болезненности бывает разной – кому-то по тем или иным причинам в этой области выпало большее количество проблем, кому-то – меньше, однако сама задача осуществления спасения в общении с Богом из-за этого опять же не отменяется. А вот как именно сама земная жизнь может строиться, осуществляться (в браке или безбрачии), зависит и от самих обстоятельств, от естественного хода событий, и от нашего  нравственного выбора, и от помощи Божией. Для верующего человека последнее является наиболее важным! Помоги Вам Господь обрести Его помощь и благодать!

протоиерей Андрей Спиридонов

28 2011
Здравствуйте! Что делать если покрестилась 2-й раз? На этот шаг я пошла осознано. И после крещения моя жизнь изменилась. Сейчас я пребываю в какой-то необъяснимой для меня гармонии. Я стала каждый день встречать с Богом. А мой внутренний голос постоянно с Богом говорит. Я пошла на это потому что не хотела никакой порчи и т.д. Мне 30 лет и я полностью отреклась от создания личной жизни, хотя до этого мозги работали по-другому (иметь возле себя много мужчин и удовлетворять свои физ. потребности). Я не замужем, а сейчас я развиваюсь в области науки. Но запуталась в том, что многие говорят: ты должна создать семью, отдать себя детям, мужу для того, чтобы исполнять Библию в части: "Плодитесь и размножайтесь". Если это грех, то как мне вернуть все на круги своя? С глубоким уважением. Благодарю Вас заранее.

Екатерина

Честно говоря, Екатерина, мне думается, что Вы, что называется, излишне мудрите. Нужно несколько более трезво взглянуть на себя и на то, что с Вами происходит. И, думается, проблема здесь не в том, что есть нужда обязательно выходить замуж. Если Вы в принципе не желаете жизни в браке, это Ваше право и грехом не является. Цель земной жизни не есть обязательный брак и продолжение рода, этой целью является спасение от греха для жизни вечной, вхождение в Царство Небесное. Для этого вовсе не обязательно предпринимать какие-либо необычные внешние действия (к примеру, креститься второй раз, поскольку это в принципе не принято в канонической практике Церкви), для этого нужно придти в такое внутреннее устроение души и сердца, при котором ничто (ни гордость, к примеру, ни гнев, ни осуждение других) не препятствовали общению с Богом. И вот здесь несколько настораживает то, что Вы заявляете, будто «Я стала каждый день встречать с Богом. А мой внутренний голос постоянно с Богом говорит». На самом деле прямое общение с Богом не такое простое, как это иногда может показаться, дело. Святые отцы, на практике постигшие, что это такое, предупреждали, какие большие опасности подстерегают на этом поприще людей, в молитве еще не опытных, говорили об опасности так называемой «духовной прелести». Святые говорят об этом состоянии, как о высшей и очень тонкой форме лести, то есть - обмана прельщаемого, как о «повреждение естества человеческого ложью». Прельщенному человеку может казаться, что он достиг определённых духовных высот, личной святости, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Но на самом деле впавшему в духовную прелесть могут являться демоны, выдающие себя за ангелов или святых. Фактически, в таком состоянии человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием внушения, за истину. Поэтому, советую Вам быть максимально осторожными с голосами и ощущениями, и, лучше всего, придти со всем этим на исповедь.
13 2011
Скажите пожалуйста, как попасть на приём к батюшке Иоанникию?

Александр

Александр, я бы не советовал Вам искать встречи с этим человеком. Православные авторы предупреждают о существовании такого опасного состояния, как «духовная прелесть». Опасность заключается в том, что со стороны это может выглядеть, как особый благодатный дар, а на практике все наоборот. Посмотрите, что пишут о посещении этого человека другие люди: http://otvet.mail.ru/question/39445130/

1 2 вперед
CTRL →

Закон Божий


Яндекс.Метрика