Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.
Псалом 150
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к Богослужению, выражать торжество Церкви и ее Богослужений,
возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века.
Сначала они были небольших размеров, и попадали к нам по большей части из Западной Европы.
Но в XV веке в России зарождаются собственные артели по производству колоколов, где начинают лить колокола больших размеров.
Колокола развешивают на особой башне, именуемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.
Самым большим колоколом в мире в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий в Московском Кремле. Его вес составляет более 12 тысяч пудов или 200 тонн.
До последнего времени самым большим в православном мире действующим колоколом считался, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол под названием "Успенский". Его вес составляет 4 тысячи пудов.
Но в 2004 году в Троице-Сергиевой лавре зазвонил колокол весом в 75 тонн.
Отличительная черта русских колоколов это их звучность и певучесть, которая достигается различными средствами: правильным сплавом; точной пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, высотой колокола и его шириной, т. е. правильной пропорцией самого колокола, толщиной стен колокола, правильным подвешиванием колокола, правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его.
В ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.
Потому православный колокольный звон является не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.
Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение, свое строгое последование в ходе богослужения.
Благовест – это первый вид колокольного звона.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют мерные удары.
Благовестом этот звон называется потому, что именно им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Трезвон выражает собой христианскую радость, и совершается в самые торжественные моменты Богослужения.
Двузвон - это звон во все колокола дважды.
Перезвон - это медленный звон поочередно в каждый колокол.
Он символизирует собою "истощение" или смерть Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения. Такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Великую Пятницу и Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения.
Частый же перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон.
Перебор или похоронный, погребальный звон - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
Перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью.
Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов. Совершается он несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Множество монастырей в России, и почти в каждом из них звучит своя уникальная красота колокола.
Колокольный звон…прикровенно изображает Второе пришествие Христово.
Настольная книга священнослужителя