Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о воздержании, о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Великий пост — главный и самый древний пост, установленный Церковью. Его называют ещё Святой Четыредесятницей — в память о сорока днях, проведённых Иисусом Христом в посте и молитве в безжизненной пустыне. Этим подвигом Спаситель явил для всех людей непреложную истину о том, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
За Четыредесятницей, которая длится шесть недель, следует Страстная седмица. В эти дни Церковь вспоминает страдания Христовы. Он добровольно принял их на Себя во искупление наших грехов.
Великий пост подготавливает христиан к празднованию главного события человеческой истории — Светлого Христова Воскресения.
Праздник Пасхи — переходящий. Он отмечается весной каждого года в воскресный день и не имеет определённой даты.
По традиции Православная Пасха празднуется после первого новолуния, которое следует за днём весеннего равноденствия, — всегда после иудейской пасхи.
Воскресение Иисуса Христа во плоти —
прообраз воскресения из мёртвых всех людей при Втором пришествии Спасителя на землю.
Подчиняясь смерти и побеждая её в Своём славном Воскресении, Господь дарует каждому человеку возможность приобщиться к Его спасительному подвигу и победить смерть.
Причастником Светлого Христова Воскресения становится каждый, кто стремится исполнять заповеди Христовы. Кто, борясь со своими греховными желаниями и страстями, сораспинается Христу и совоскресает с Ним для вечной жизни после смерти.
Пост есть воздержание. Первая заповедь, данная Богом человеку до грехопадения, заключалась в воздержании от вкушения запретного плода.
В Новом Завете о спасительной пользе поста говорил Сам Господь Иисус Христос: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством".
От излишнего употребления пищи и пития сердце человека грубеет и ожесточается. Угождая своей плоти, человек становится не только не способным к восприятию Божественной благодати — он теряет чувство сострадания к окружающим. Чтобы избежать такого пагубного состояния, человеку необходим пост.
Во время постов, установленных Церковью, христианин воздерживается от пищи животного происхождения — мяса, молока, яиц, — а в дни строгого поста, к которым относится Великий, даже от вкушения рыбы, а в некоторые дни и
растительного масла.
Истинный подвиг поста не ограничивается только внешними проявлениями — необходимо блюсти чистоту мыслей, желаний, поступков.
Телесное воздержание — это лишь средство, при помощи которого человек приобретает покаянный настрой и очищает свою душу от греховных страстей и пороков.
По словам святителя Василия Великого, "истинный пост — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления". Поэтому в дни поста необходимо уделять особое внимание молитве, посещению богослужений, исповеди и причащению, делам милосердия.
Соблюдение поста не должно отражаться на внешнем облике человека. Господь говорит в Евангелии: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18).
Главная награда постящегося — обретение Божественной благодати и внутренней духовной гармонии, того блаженного состояния, когда дух человека подчиняет себе греховную плоть.
Научившись воздержанию и очистив свою душу от греха, христианин чистым сердцем
встречает величайшее Торжество из Торжеств — славное Воскресение Христово. И уже здесь, на земле, вкушает блаженство вечной жизни.
Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола.
Праведный Иоанн Кронштадтский